8 принципов качественного онлайн-обучения
Рынок EdTech и продукты онлайн-обучения активно развиваются, однако далеко не всегда изменение педагогического дизайна или появление нового тренда в обучении означают качественные перемены в самой системе образования.
Коллеги из EdMarket рассказали, каким должно быть качественное онлайн-обучение и чего от него ждут слушатели. Вот 8 принципов, которые помогут онлайн-школе стать лучше, а студенту — выбрать лучшее для себя.
Редакция Медиа Нетологии
Задачи обучения связаны с целями учащихся
Знания и навыки, которые даёт и развивает онлайн-обучение, должны быть связаны с целями учащегося. Без этого сохранять мотивацию будет сложно. Если слушатели курсов видят ценность обучения в том, что с его помощью они смогут достигать лучших результатов в работе, повысить уверенность в себе, больше успевать и меньше уставать — это лучшая мотивация.
При проектировании занятия, подборе мотивационной стратегии и выстраивании общей логики онлайн-школа должна помнить, для чего создаёт курс, чего хочет студент и чего он боится. Например, контент курса про осознанное родительство, где цель — научиться разговаривать с ребёнком без скандалов, должен содержать теорию об экологичной коммуникации, а в практике должна быть отработка разговоров, а не сухой чеклист, как поступить. Иначе результата не будет.
Обучение — это изменение, а этот процесс часто нелёгкий. Поэтому студенту важна поддержка — и мотивация, о которой мы скажем ещё не раз. Поддерживать её онлайн-школа может, например, показывая, каких результатов учащийся уже достиг, помогая рефлексировать, подсвечивая промежуточные результаты и так далее. Но всё это возможно настроить, только понимая боли, страхи и пожелания студентов. Лишь тогда обучение становится целевым.
Читать также
Как построить личную образовательную траекторию в цифровой среде
Обучение ориентировано на практику
В большинстве курсов без практики невозможно достичь результатов обучения. Одно лишь знание не всегда гарантирует результат. Качественное обучение должно быть практико-ориентированным и держать фокус на финальных и промежуточных учебных целях, а материалы должны быть напрямую связаны с конкретными рабочими задачами будущего специалиста.
Проектное обучение, моделирование реальных ситуаций, в которых слушателю нужно принять решение, практические занятия, построенные на разборе кейсов, — всё это вызывает больший отклик слушателей и даёт лучшие результаты. Поскольку обучаясь онлайн, как и в случае очных занятий, слушатели хотят получить опыт в принятии решений в реальных условиях.
Например, в программе «Продюсер онлайн-курсов» есть задание на оценку рынка. Это интересная и не всегда простая практика, но выполнить её необходимо, так как этот навык пригодится в реальной жизни. Потому что каждый продюсер онлайн-курсов сталкивается с необходимостью исследовать целевую аудиторию и проводить кастдевы, то есть глубинные интервью ЦА или клиентов.
Ещё один пример: задание по исследованию целевой аудитории и проведение кастдева, то есть глубинного интервью ЦА или клиентов. Потому что каждый продюсер онлайн-курсов однажды столкнётся с необходимостью лучше узнать свою ЦА.
Эти практические задания могут тяжело даваться студентам: первый опыт интервью может вызвать ступор, а поиск нужных данных, когда кажется, что их нет, — панику. Но пройти через это во время обучения необходимо, чтобы набить первые шишки на курсе, в безопасном пространстве. Таким образом преодолеть страх и дальше идти увереннее. В этом ценность целевой практики.
Читать также
Как выбрать онлайн-курс: форматы, критерии, вопросы менеджеру
Учащихся сопровождают и дают им обратную связь
Студенты в онлайн-обучении должны обладать более высоким уровнем самодисциплины и мотивации, чем в обучении очном. Это связано с тем, что в онлайн-обучение чаще приходят взрослые люди, на чьё время, кроме занятий, претендуют семья и работа.
Образовательный процесс может сопровождаться сомнениями, тревогой, спадом мотивации. Не бросить прохождение курса на полпути, сохранить динамику обучения и мотивацию студенту помогают кураторы, тьюторы, менторы и другие специалисты «службы заботы» онлайн-школы.
Одни из них помогают интегрироваться и адаптироваться в образовательной среде, отвечают на вопросы, модерируют чаты, поддерживают мотивацию дойти до конца, работают с возможным негативом, собирают обратную связь по отдельным занятиям и по курсу целиком. Другие — проверяют домашние задания и дают обратную связь по ней.
Читать также
Бадди, тьютор, ментор — кто помогает студенту в обучении
Онбординг в онлайн-обучении: как и кто помогает студентам адаптироваться
Выпускников поддерживают после окончания курсов
В современном мире концепция lifelong learning, то есть непрерывного обучения длиною в жизнь, завоёвывает всё больше сторонников. Поэтому дальновидные онлайн-школы стараются не терять связь со своими выпускниками.
Онлайн-школы могут приглашать бывших студентов в отраслевые комьюнити — открытые и закрытые клубы, гильдии. Могут делиться с ними ссылками на блог или медиа, где регулярно появляются полезные в новой профессии статьи. Могут приглашать на мероприятия школы — хакатоны, акселераторы и тому подобное.
Важно, чтобы учебные чаты оставались доступными участникам и после завершения курса. Наши координаторы, например, после обучения периодически закидывают группам интересные новости об EdMarket и предстоящих мероприятиях. Там же студенты делятся успехами, кто куда устроился на работу, и всё ещё могут спросить совета у коллективного разума, если что-то идёт не так в реальных проектах.
Следует помнить, что lifelong learning — это обучение как на курсе, так и за его пределами. Чтобы обучаться за пределами школы, набираться опыта и снова формулировать запросы на обучение, в Нетологии существует Центр развития карьеры. Его опциями можно воспользоваться как в процессе обучения, например, попасть на стажировку, так и в течение шести месяцев после выпуска. Специалисты ЦРК помогают выпускникам составить резюме, узнать о вакансиях и подготовиться к собеседованиям.
Эффективность обучения измеряют на разных этапах
На вопрос эффективности обучения можно смотреть с разных сторон, но оценивать пользу образовательного процесса важно на разных этапах, а не только в конце прохождения курса.
Контрольные точки зависят от того, что хочет посмотреть школа. Чтобы понять, как проходит обучение, она смотрит на качественные и количественные показатели. Ей важно оценивать долю студентов, которые с помощью обучения достигли поставленных перед собой целей, процент тех, кто успешно завершил обучение, индекс удовлетворённости и лояльности пользователей и прочее. Если необходимо диагностировать возвраты, анализируются первые три-четыре занятия в особенности, а дальше по ситуации.
Самому студенту тоже важно отслеживать свои изменения. Рефлексировать над пройденным материалом, разбираться, что он уже делает по-другому и может ли применять полученные знания и умения, не дожидаясь окончания курса. Это позволяет оценить эффективность обучения и решить, двигаться ли дальше.
Для сбора и анализа необходимых онлайн-школе данных используют анкеты и кастдевы. Обязательна — входная анкета. Опросы, позволяющие оценить тонус и текущий уровень мотивации студентов, могут проводиться в конце одного из модулей или после первых промежуточных результатов, если они внутри модуля.
Читать также
Чем измерить эффективность онлайн-курса: ключевые метрики образовательного проекта
Учащимся предоставляют концептуальные модели, которые можно применять на практике
Часто слушатели курсов хотят получить шаблоны или конкретный перечень шагов, которые приведут их к запланированному результату. На качественном онлайн-курсе студентам предоставят концептуальные модели поведения, а также чеклисты, алгоритмы и другие вспомогательные материалы. А потом помогут отработать их на практике и используют для качественной обратной связи.
То есть задача школы — выпустить студента с тем, что ему понадобится в жизни. Это действительно может быть какой-то артефакт — шаблон, чеклист, успех в деле, если он работает над реальным проектом, например, «Найти трёх клиентов» и так далее. А иногда в первую очередь нужно привить определённое поведение, логику мыслей, а далее студент сам накидывает варианты решений и с ними же уходит с курса.
Есть курсы, где не бывает единственного правильного варианта. И там задача — научить самостоятельно находить решения. Поэтому и важно привить модель поведения — думать. Например, на лендинге курса по креативной методологии CRAFT было бы странно увидеть информацию вроде «Получите шаблоны для генерации идей». Там нужно передать логику мышления, умение пользоваться моделью.
Есть пространство для ошибок
Качественно спроектированная образовательная среда и сама программа курса должны иметь доверительное пространство. Ведь процесс любого обучения предполагает, что учащийся может споткнуться, пока осваивает новые знания и навыки. Позволять студентам совершать ошибки на пути через тернии к звёздам следует для того, чтобы они могли получить практический опыт и лучше запомнить материал.
Кроме того, хорошие результаты дают задания, в которых моделируются частые ошибки, чтобы слушатель имел возможность их исправить. Например, на курсе для методологов и продолжающих методистов у нас есть квест по методическому аудиту, который погружает студентов в контекст и помогает разобраться в нюансах метрик. Это своего рода тест на логику, методическое мышление и внимательность, который можно проходить несколько раз, делая работу над собственными ошибками.
Читать также
Как сделать обучение привычкой: 10 шагов по формированию полезного навыка
К учащимся относятся как к равным и зрелым личностям
В обучении взрослых наиболее эффективна позиция «равный — равному», когда слушатель курсов принимает на себя ответственность за своё образование. Уважительное отношение проявляется не только в коммуникации со специалистами служб сопровождения и технической поддержки. Онлайн-школа должна использовать знания и навыки, которые учащиеся привносят в среду обучения, их прошлый опыт и индивидуальные особенности.
Хорошо работают интерактивные задания, которые поддерживают рефлексию слушателей, вовлекают их в занятие, приглашают к дискуссиям, призывают делиться своими решениями и умозаключениями, участвовать в собственном обучении на правах равного, а не ведомого.
КУрс
Запуск и продвижение онлайн-курсов
Узнать больше
- Научитесь запускать свой образовательный проект и привлекать в него опытных экспертов
- Разработаете концепцию и стратегию продвижения онлайн-курса при поддержке менторов
- Сможете получить первые продажи уже через 4 месяца обучения
Резюмируем: 5 главных различий между слабым и качественным онлайн-обучением
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
The post 8 принципов качественного онлайн-обучения first appeared on Медиа Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология