5 фильмов о космосе

Подборка фильмов , которые помогут вам понять работу космических миссий, общую теорию относительности и проблему поисков внеземного разума

Interstellar_642x428.jpg
Кадр из фильма «Interstellar», реж. Кристофер Нолан, 2014 (Warner Bros. Entertainment, Inc.)

Сделать подборку фильмов о космосе, в которых много говорится о чистой науке — астрономии и физике — задача непростая. Подавляющее большинство фильмов — это фильмы о полетах человека в космос. То есть о Человеке, а не о Вселенной. Что, пожалуй, логично. Но все-таки можно найти фильмы, которые не только захватывают сюжетом, но еще и познавательны с точки зрения науки. Фильмы предлагаемой подборки не претендуют на то, чтобы быть лучшими и главными, но, несомненно, стоят того, чтобы вы их посмотрели.

Интерстеллар

Если вас интересует научно-популярная составляющая кино, то этот фильм вам нужно не только смотреть, но еще и читать. Это, пожалуй, единственный случай, когда одновременно с фильмом его создатели (конкретно — физик Кип Торн) выпустили книгу, в которой сравнительно простым языком объясняется физика всех сложных явлений, показанных в фильме. Показанных максимально близко к тому, как ученые себе их представляют. Это и кротовая нора (она же червоточина), и черная дыра с ее аккреционным диском, да и вообще все игры человеческого разума с пространством. Даже последнюю, самую экзотическую сцену, Торн попытался осмыслить в рамках существующих теоретических ограничений. Поэтому фильм, утрируя, можно назвать дополнительным материалом к хорошей популярной книге об общей теории относительности — не самой простой из современных фундаментальных теорий. В школе ее не проходят.

Цель назначения — Луна

На мой взгляд, этот фильм — «Интерстеллар» 1950 года. В нем есть все: опасное космическое путешествие, мотив возвращения, подвиг, новейшие технологии, сложная теория, максимальная близость к научным представлениям и много просветительских диалогов, кадров, спецэффектов. Только если в 2014 году вершина научпопа — это теория относительности, то в 1950 — это реактивное движение. Если вы все еще не понимаете, как же ракеты летают в космосе без воздуха и почему спутники не падают на Землю, то этот фильм для вас. Там об этом рассказывает «самый знаменитый актер Голливуда того времени».

Разумеется, для современного зрителя спецэффекты фильма выглядят очень наивно (хотя, за них фильм был удостоен «Оскара» и, надо признать, сделаны они качественно). Считается, что фильм существенно повлиял на всю последующую космическую фантастику, снятую в Голливуде. Однако, очень забавно смотреть на то, как не вполне естественно выглядят люди в «невесомости» — у них, например, волосы не становятся дыбом. Но на тот момент это было допустимой оплошностью: еще не было тв-трансляций с космонавтами и никто, на уровне интуиции, не знал, что значит «естественно».

Тема полета на Луну вообще очень популярна в кинематографе. Из познавательных, как с научной, так и с исторической точки зрения я бы еще упомянул два. В 1929 году Фриц Ланг снимает «Женщину на луне» (Frau im Mond). А в 1936 Василий Журавлев в СССР снимает, еще немой, «Космический рейс». Оба фильма консультировали отцы космонавтики Герман Оберт и Константин Циолковский соответственно.

Аполлон 13

Один из лучших фильмов на космическую тему был снят именно о полете на Луну. «Аполлон 13» — это третья американская миссия к Луне с астронавтами. 13 апреля 1970 года, на 48-м часу полета в космическом корабле произошел взрыв кислородного бака, что сделало невозможным посадку на Луну и поставило под угрозу возможность возвращения экипажа. Фильм, снятый через 25 лет после инцидента, задумывался создателями как, по сути, реалистичная реконструкция произошедшего. Так оно и вышло в результате.

Детали интерьера корабля были созданы той же фирмой, что создавала и части оригинального корабля. Переговоры экипажа и центра управления были переданы почти дословно (хоть и адаптировано, ибо в оригинале было уж очень много специфических терминов и сокращений). Показаны все основные этапы полета и реконструированы действия экипажа. Не обошлось, конечно и без ошибок и анахронизмов (так, логотип NASA, мелькающий на экране был принят агентством только в 1975-м). Но на фоне всего остального они точно простительны.

На этот раз нет проблем с демонстрацией невесомости: все соответствующие сцены снимались во время полета на специальном тренировочном самолете НАСА по баллистической траектории. А вот реальных космических съемок в фильме нет — уж слишком неподходящего они оказались качества. Хотя кадры, повторяющие знаменитое отделение ступени носителя Аполлона-4 на фоне Земли все же присутствуют.

Интересно, что в ходе реальной миссии, на борту не произошло ни одного конфликта — настолько хорошо астронавты понимали, что их жизни зависят от слаженной работы. Режиссер фильма сделал своих героев чуть более слабыми, видимо, для придания драматизма.

В фильме даже присутствует реальный командир Апполона 13, астронавт Джеймс Ловелл (James Lowell). В образе капитана военного корабля он, в финальной сцене, жмет руку себе киношному (в исполнении Тома Хэнкса).

Контакт

Этот фильм снят по мотивам книги известного астронома и популяризатора науки Карла Сагана. В нем поднимается проблема контакта с внеземными цивилизациями, в формулировнке 70–80-х годов прошлого века. В прочем, современная формулировка отличается не сильно. Сам Саган немало сделал в направлении SETI (Search for the Extraterrestrial Intelligence, Поиск Внеземного разума). Он участвовал в обсуждении принципов передачи сигнала, его структуры, метода шифрования. Ведь это действительно нетривиально — пытаться что-то донести до того, кто твоего языка даже отдаленно не знает. Поэтому приходится апеллировать к тем категориям, которые, как нам кажется, одинаковы для всех разумных существ во Вселенной — числам, математическим последовательностям, законам геометрии и т.п. Однако, кроме как чисто технической или научной, проблема SETI существует еще и как общекультурная. Зачем нам нужен контакт? Всем ли он нужен? Что мы будем делать, когда (и если) он состоится? Или может мы просто, размышляя об иных цивилизациях, таким образом пытаемся понять самих себя?

Фильм показывает много реальных составляющих SETI (существующего направления исследований). Трехсотметровый телескоп в Аресибо, где происходит часть действия, до сих пор «слушает небо» в поисках возможных разумных сигналов. Правда пока безрезультатно, но каждый может к этому проекту присоединиться. В целом, работа современных ученых в фильме показана несколько рафинировано, но с точки зрения чистой науки в нем почти все правдоподобно.

Интересно, что у главной героини фильма Элли Эрроуэй (Джоди Фостер) есть реальный прототип — американская исследовательница Джил Тартер (Jill Tarter), все еще работающая в институте SETI в Калифорнии.

Солярис

В этом произведении Станислава Лема, переосмысленном Андреем Тарковским, помимо многих этических вопросов, ставится и один, имеющий отношение к возможному контакту с внеземным разумом. А именно: уверены ли мы, что встретившись с ним, мы сможем опознать друг друга? Сможем ли мы увидеть друг в друге нечто, с чем имеет смысл идти хоть на какой-то контакт? Ведь разум (точного определения для которого у нас нет) не обязательно должен принимать антропоморфные формы. Он может возникнуть в виде Океана — структуры, способной посылать сигналы, но не обязательно нам, так как мы для него тоже не выглядим особо разумными.

biryukov.jpg

кандидат физико-математических наук, научный сотрудник лаборатории космических проектов ГАИШ МГУ

Полный текст статьи читайте на Postnauka.ru