2017: прогнозы, ожидания, мечты и страхи
Что делать: готовить скафандры, проверять катапультирующую установку или продолжать следовать заданным курсом? Дата публикации: 22.12.2016 До 2017 года осталась буквально 1 неделя. Каким он будет, что от него ждать? Задумываясь об этом, мы решились на реймейк статьи прошлого года. Надеемся, подведение итогов уходящего года и прогнозирование перемен, которые принесет грядущий — станет нашей доброй традицией. Итак, без лишней воды и ветров пафоса, предлагаем вам узнать, как видят следующий год наши эксперты и сделать соответствующие выводы. Комментарий: Никита Михеенков, руководитель компании Nimax Все прогнозы и панические статьи о смерти сайтов не сбылись. Применимость веб-технологий только растет — те же команды, которые делали только сайты, сейчас имеют возможность делать любые корпоративные системы для взаимодействия компаний с клиентами, с партнерами и для организации работ внутри компании. Рынок веб-разработки сильно фрагментирован — все это похоже не на конкуренцию, а скорее на гигантский инкубатор. Новые и небольшие компании постоянно появляются и исчезают. Кто-то вырастает в значимых игроков, кто-то находит другие бизнес-модели. Нет ощущения, что компании осознанно «рубятся» друг с другом за клиента и тем более за какие-то ниши на рынке. Я бы не сказал, что кто-то был «вымыт» с рынка. Все крупные компании на месте и чувствуют себя хорошо. Некоторые прошли через внутренние кризисы, оправились и стали только сильнее. Небольшие компании по-прежнему как мотоциклисты — каждый год новые. Мне видится только одно направление, на котором что-то серьезно меняется — это активизация региональных компаний, которые наконец-то поняли, что трудовые ресурсы — их конек и начали отжимать рынок. Поскольку мы сами расположены по большей части в Петербурге и Новосибирске, меня этот тренд только радует. Если говорить о сайтах, то просто изменились их задачи. До недавнего времени это было информирование о параметрах компании, ее товарах и услугах с примесью имиджевого эффекта. Сейчас пользователи приучены к сервисам, а значит и от сайтов ждут решения функциональных задач: быстро разобраться что происходит, сделать выбор, заказать и оплатить. Получается, что сейчас каждый сайт должен стать немного «сервисом», а каждая компания немного «IT-компанией». В этом заключается самое главное изменение на рынке. Мне кажется, что неправильно говорить о «рынке разработки сайтов». Логичнее говорить о рынке разработки любых продуктов, которые могут быть основаны на веб-технологиях. Тогда становится очевидно, что эта ниша безгранична и ни о какой стагнации речь не идет — работы здесь очень много. Если смотреть на ситуацию так, то основная угроза для рынка — это не отсутствие заказов, а конкуренция за кадры со стороны софтовиков, inhouse-отделов компаний и всевозможных сервисов и стартапов. Самые простые и типовые решения уже ушли или уходят в готовые решения — это не просто снижает, а рушит их стоимость. Все более сложные проекты, которые невозможно реализовать через готовые решения при этом только растут в цене. Этому есть несколько причин: Усложняются взаимосвязи сайта с окружающей его экосистемой: от аналитики и рекламы, до внутренних систем компаний; Идет постоянное усложнение и развитие всех замешанных в веб-разработке технологий: от frontend-а до технологий рекламы; Значительно дороже становятся кадры — весь этот года зарплаты сотрудников росли. Веб-разработке не угрожают другие инструменты, замешанные в маркетинге компаний — они дополняют сайты, либо существуют параллельно. Соц.сеть или приложение — это не конкурент сайту, это другие инструменты для взаимодействия с клиентом. Посмотрите на мобайл — практически никто из студий не смог освоить эту сферу, новый рынок просто вырос «рядом». Но не «вместо». Веб-разработке больше всего угрожает «изолированный» подход компаний и разработчиков, при котором сайт воспринимается как sandalone-система. Сайт сам по себе практически полностью бесполезен. Он имеет смысл только в связке с другими инструментами и только на своем месте в экосистеме маркетинга компании. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей. Комментарий: Илья Леонов, маркетолог веб-платформы Webasyst Если брать область e-commerce, то тут наметился явный путь на увеличение доли сервисов, агрегирующих в себе максимум разнообразных предложений. Например, «Яндекс.Марект» двигается в сторону полноценной торговой площадки, отнимая у пользователей возможность перейти в конкретный магазин и заставляя делать заказ непосредственно на «Маркете». И в тоже время будут отдельные категории товаров, которые тяжело будет собрать в одном месте, и будут как-бы маленькие бутиковые магазинчики. У таких магазинчиков с такими товарами основной путь — это социальные сети, там они быстрее и с меньшими затратами найдут свою аудиторию. В такой ситуации всё большую часть рынка будут занимать SaaS-решения, которые будут предоставлять возможность пользователю не только быстрого создания магазина, но и интеграции со всевозможными торговыми площадками. И важна будет не столько собственная витрина, сколько удобство управления магазином и широкие возможности по интеграции со сторонними сервисами. Комментарий: Рынок веб разработки все сильнее и сильнее сжимается. Сильные игроки консолидируют клиентов вокруг себя. Местечковые компании, которые имеют 3–4 системообразующих клиентов при потере 1 клиента закрываются. Происходит изменение понятия слова «сайт». Креативный дизайн, диджиталпродакшен, это важно… но, если у вас сайт-визитка без функционала, то вы в очень узкой аудитории, где это простительно. ERP, BI, CRM, MDM поглощают сайты. Слабые игроки уже вымотаны. Как показала практика — собственных разработчиков у них нет. Суровый фриланс = косяки = потеря клиентов. Живут только те, кто на потоке. При этом рынок в целом растет. Бюджеты и маржа падает. Основной тренд АРТВЕЛЛ, как самого стабильного игрока на ИТ рынке — забирать клиентов из нестабильных компаний. А цена будет только расти. Стоимость разработчика в месяц выросла до 140 000 рублей. И еще вырастет до 200 000 рублей. Стоимость JAVA-разработчика уже начинается от 160–200 тыс рублей. Цену поднимает… девальвация (!). Программист может устроиться на иностранную компанию на 15 000 $ в месяц. Можем ли мы дать такую же зарплату ему? Нет…НО! ДОЛЖНЫ… Иначе страна потеряет лучших из лучших, а потом и лучших из худших. Из хороших прогнозов — заказная разработка будет востребована всегда. Вы никаким SAAS не соедините склад заказчика в Японии, Корее и России… с учетом законодательства трех стран, трансграничного пересечения товара, хранения персональных данных, обработки cookie-файлов и так далее. Комментарий: Евгений Силюков, менеджер по PR и рекламе компании ITSOFT В 2017 году текущие тенденции в веб-разработке, такие как: использование анимации и интерактива; использование видео для оформления сайтов; увеличения значимости шрифтов, как графического элемента; сохранят влияние и даже усилят позиции. Отдельно стоит выделить тренд на создание сайтов с нестандартной сеткой. Компаниям стоит обратить внимание на эту тенденцию — пользователи устали от стандартной карточной сетки. Ломаная сетка хороший прием, привлекающий внимание пользователя. Из требований к сайтам в следующем году — адаптивная версия сайта будет рассматриваться, как необходимость. Скорее всего, рынок веб-разработки будет медленно расти в следующем году, цены могут меняться, но незначительно. Уровень конкуренции будет примерно тем же. Веб-разработка будет востребована, как и раньше, хотя по отдельным категориям рынка спрос на услуги может снижаться благодаря развитию социальных сетей и рынка разработки мобильных приложений. Экономическая ситуация не угрожает большинству игроков, большего количества уходов студий с рынка ждать не стоит. Комментарий: Сергей Котырев, директор UMI.CMS В 2017 веб-разработка будет удешевляться и ускоряться, при этом технологические требования к продукту останутся прежними. Спрос на заказную разработку давно перестал расти, но и снижения в течение будущего года также не ожидается — объем заказов, скорее всего, останется на прежнем уровне. А вот профессиональный рынок продолжит «кристаллизироваться»: слабые игроки будут уходить с рынка, сильные — удерживать и укреплять позиции. Комментарий: Алексей Шишкин, генеральный директор Redsoft У меня есть ощущение, что рынок начал быстрее меняться. Приходят сильные новички, уходят старички — и сильные, и слабые. Все это происходит на фоне сильнейшего кадрового голода с одной стороны и просадке реального сектора экономики, который кормит первую-вторую сотню агентств. Сейчас российский рынок начал немного оживать, поэтому я думаю, что мы увидим небольшой рост цен, учитывая, что в прошлые два года многие не поднимали цену, боясь потерять последних клиентов. Из-за низкой стоимости рубля стало вновь выгодно работать на западный рынок и некоторые усиливают деятельность в этом направлении, и мы в их числе. Усложняются инструменты, которые нужны клиентам для решения задач. Например, про бигдата или программатик не говорит сейчас только ленивый. И скоро уже многие начнут даже понимать что это. :) И рост компетенции в области новых решений теперь становится уже не столько конкурентным преимуществом, сколько требованием для выживания студий. При этом я уверен, что веб-разработка будет востребована всегда, пока будет web в его текущем виде. Вопрос только в каком объеме, ведь очевидно, что всем не хватит. И я не думаю, что альтернативные сайтам каналы (мобайл, соцсети) создадут большую головную боль разработчикам — похоже, что для клиентов оптимальным является присутствие во всех возможных местах обитания потребителей. В общем, нужно развивать компетенции в студии и все будет хорошо. Комментарий: Сергей Попков, Owner/Partner AIC Похоже, это был год хайпа — вокруг AR/VR, чат-ботов и Conversational UI, нейросетей, новых (на самом деле хорошо забытых старых) трендов в визуальном дизайне. Большая часть всего этого прошла мимо и никак не повлияла на индустрию. Может, только половина промо-сайтов перекрасилась в дуотон. Что касается движения в отрасли — оно сохраняется примерно в том же направлении, никаких революций. Развитие LTE-сетей ведет к росту мобильного трафика и количеству адаптива в вебе. Клиентам еще сильнее приелась статика — студии начали чаще делать микроанимацию иконок и «живые» гайдлайны. Вебу становится тесно в рамках дизайн-парадигм вроде material design, поэтому дизайнеры ищут пути дифференциации через эксперименты со смешением стилей — скетч-арт, лайн-арт, ретро-шрифты, сложные составные иконки вместо стандартных, авторские фотобанки вместо привычных стоков. Однако главный вектор остается прежним — всё больше людей осознает, что будущее за унификацией интерфейсов, удобством за счет грамотного проектирования. А не за красивыми иконками или попытками вцепиться в очередной дизайн-тренд. Аналитика, проектирование, A/B-тесты, конверсионный дизайн — остаются фаворитами следующего года. Хорошие интерфейсы, которые рождает синтез больших данных и талантливых дизайн-решений, останутся в меньшинстве, но будут по-прежнему задавать тон отрасли. Комментарий: Павел Тарелкин, генеральный директор Uplab Всё больше крупных и средних заказчиков рассматривают digital как один из основных инструментов маркетинга и PR и постепенно меняют подход к системе интернет-коммуникаций. Если раньше менеджера на стороне клиента с сильными компетенциями в digital можно было увидеть только в сферах с емким рынком (ecommerce, стройка, финансы), то сегодня исполнитель сталкивается с сильными специалистами и в других отраслях. В результате повышаются требования к подрядчику — от прозрачности ценообразования и процесса работы до готовности показать экспертизу в смежных с основным контрактом областях. Интересный тренд, который может оказать большое влияние на рынок веб-разработки, — работа по созданию единого стандарта государственных сайтов. По прогнозам инициаторов, проект позволит ежегодно экономить 2,5 млрд рублей бюджетных средств (читаем как 2,5 млрда не дойдут до веб-разработчиков и интеграторов). Не сомневаюсь, что при его успешной реализации об этом задумаются госкорпорации и крупные частные холдинги. А это может сократить рынок веб-разработки на 30–40%. Считаю, что SaaS-продукты и дальше будут отнимать деньги у разработчиков в низком ценовом сегменте. Сайт на сумму до 200 000 рублей проще сделать на Tilda или аналогах, а разницу инвестировать в качественный контент или продвижение. Комментарий: Александр Макарчук, генеральный директор qb interactive В целом сайт уже давно перестал быть способом самоутверждения или творческого самовыражения заказчика. И основное требование к нему, если мы говорим про бизнес, конечно, — быть рентабельной точкой взаимодействия с целевой аудиторией. С каждым годом упор на понятие «рентабельность» становится все очевиднее, вот и весь тренд. Если ты зарабатываешь и решаешь свои бизнес-задачи с помощью сайта, созданного на Wix или той же «Тильде», значит, это хороший сайт. При этом заказная разработка продолжает оставаться востребованной в случаях, когда требуется что-то более сложное, нестандартное в плане бизнес-процессов. Но даже в дорогих проектах акцент с модных фишек и креатива ради креатива смещается в сторону бизнес-эффективности. Особенно это заметно по зарубежным бизнесам. Возьмите Aliexpress. Где там дизайн? Где там юзабилити? Ну, а обороты и прибыль — сами знаете. Суть в том, что если ты можешь сделать в офлайне то, что не может сделать никто другой, «онлайн-понты» тебе не нужны, а достаточно качественного онлайн-присутствия, помогающего расширить воронку. Отсюда — еще один тренд: то, что могло быть только в офлайне несколько лет назад, переезжает в онлайн. Например, IoT: чайники, мультиварки, телевизоры, кофемашины с доступом в интернет. А то, чем «мерялись» в онлайне, становится на «рельсы» офлайн-процессов: уровень сервиса, скорость доставки и так далее. Понятие конкуренции в классическом виде не совсем применимо к нашему рынку.Даже топовые игроки до сих пор настолько пластичны, что могут изменить свои процессы за считанные месяцы. В такой ситуации строить прогнозы по «вымыванию» либо, наоборот, укреплению бессмысленно. Тактика большинства компаний основана на «ситуации за окном». Будет ли востребована заказная веб-разработка как раньше, или спрос снизится за счет развития соцсетей, SaaS и приложений — зависит от бизнес-задачи. Но в целом да, с веб-сайтами начинают серьезно конкурировать другие платформы. Недавно, к примеру, я выбирал бар для празднования одного личного события. Выяснилось, что очень многие открывшиеся год-полтора назад заведения ограничивают свое виртуальное присутствие страничкой в Facebook. Эти места недешевы и при этом довольно популярны. Комментарий: Дмитрий Васильев, генеральный директорNetCat В 2016 году рынку стало заметно легче, чем в 2015, и в следующем году он еще больше оживет. Но ждать повторения тучных годов не стоит, скорее речь идет о приспосабливании к ситуации, в отличие от кризиса 2008–2009 годов, когда все просто ждали, когда же пройдет кризис и все вернется. Сейчас очень сильно увеличилось количество наших партнеров, которые стали уделять своему положению в нашем рейтинге, позиционированию, пиар-активностям, способам экономии, организацией удаленной работы. В будущем году я не жду ни расцвета, ни резкого сжатия рынка. В конце концов, в проблемные времена агентство легко ужимается до 1–2 человек, работающих по домам — с минимальными расходами. Поэтому даже топовые агентства, которым сейчас тяжело (а такие есть), в будущем году не умрут. Тренды 2017 года — снижение стоимости разработки, популярность готовых решений, перераспределение бюджетов в сторону аналитики и маркетинга. Не скажу, что это будет резко, все же наш рынок очень инерционен. Но от этого все равно никуда не деться. Комментарий: Андрей Морозов, генеральный директор компании ЕВРОСАЙТЫ Технологии развиваются очень стремительно, сайты и приложения становятся всё более дружелюбными к пользователям, всё больше внимания уделяется мобильным (адаптивным) сайтам, чтобы сайт не просто адаптировался под телефон, а еще был и удобным. В 2017 году будет сильно развиваться информационное пространство компаний, сайты будут объединятся с CRM, со сторонними сервисами и т. п. Множество функций будет выполнять различные боты и даже системы с элементами искусственного интеллекта. На мой взгляд рынок разработки в 2017 году будет всё больше разделятся на SaaS и сложные проекты. Малому бизнесу всё больше становится неинтересным индивидуальные предложения по созданию сайта в виду дороговизны его разработки. Такие компании всё больше будут склонятся к готовым решениям. А среднему и крупному бизнесу наоборот становится всё более интересным, индивидуальные решения. Насчет цен на разработку, они в 2017 будут безусловно расти и рост будет сильным, в независимости от типа сайта. Из-за высоких требований к сайту всё больше и больше мелких компаний будут перепрофилироваться или заниматься внедрением SaaS. Комментарий: Роман Дорин, директор Санкт-Петербургского офиса компании «Факт» Тренды, развивавшиеся в 2016-ом году, продолжат развитие. Требования к сайтам продолжат расти. А мобильность решений продолжит становиться необходимым условием конкурентоспособности. Стоит ли ждать «оживления» рынка — неоднозначный вопрос. В 2016-ом году экономическая и политическая обстановка стали дополнительными факторами, усилившими эффект сезонности. В остальном же, активность на рынке сохранялась. В 2017 году вряд ли случатся какие-либо кардинальные изменения. Спрос на заказную разработку останется прежним. Конкуренция тоже вряд ли изменится. Ежегодно появляются новые игроки, врывающиеся в рынок. Ежегодно кто-то уступает позиции и делает шаг назад. Да, возможно в 2017-ом активность студий будет расти. Но говорить о серьезных перепадах не придется. Комментарий: Степан Овчинников, генеральный директор компании ИНТЕРВОЛГА В целом прогнозы такие: спрос останется примерно на том же уровне, но будет деформироваться и продолжится сдавливание рынка заказной разработки между растущими конструкторами, готовыми сайтами из маркетплейсов с одной стороны и агрегаторами, публичными площадками типа Avito с другой. Простое заказывать будут все меньше, но маркетинг будет всегда, а также сложная разработка, интеграции и хайлоад. Да, рынок будет уменьшаться количественно (в штуках проектов), но он будет углубляться. Будут востребованы узкие и специфические компетенции. Как и ранее слабые игроки будут уходить, остальные будут конкурировать, если окажутся толпой на узком месте. Из-за изменения структуры рынка будет довольно много «микрониш», где конкуренция будет выглядеть очень по-разному. При этом цены в целом вряд ли будут меняться. Будет меняться позиционирование компаний-разработчиков и переход их в другие рынки, ниши, специализации. Стоять на месте будет довольно опасно. Комментарий: Алексей Сосновский, директор DIAFAN AGENCY Говоря словами первых лиц государства: «Веб-студии, в 2017 году: держитесь там, всего вам доброго. Веб — это призвание. А если хочется деньги зарабатывать — есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее.» А если серьезно, рисовать перспективы для веб-студий — дело сложное. Скорее всего, доля заказов сайтов с нуля «под ключ» будет продолжать уменьшаться, причем стремительно, и, что примечательно, стоимость такой разработки будет повышаться. Редкий клиент уже сейчас не насыщается разнообразием готовых решений и конструкторов сайтов. Соответственно, стоит ожидать «рождение» студий, которые не разрабатывают сайты «с нуля», а обходятся адаптацией готовых решений под запросы клиента. Комментарий: Василий Вишняков, генеральный директор интернет-агентства Bquadro Мы абсолютно уверены, что основным трендом с точки зрения сайтостроительства и digital в целом является использование видеоконтента в любой форме (видеопрезентации компании, товаров и услуг, видео в подаче портфолио работ, видео в качестве элемента оформления и т. д.) — то есть видео как инструмент донесения смысла. Сейчас сайты без интегрированного видео уже никому не интересны. Интеграция является частью оформления и интерфейса самого сайта. Причём речь не только о промосайтах, это относится в том числе и к корпоративным сайтам. Такой сценарий является следствием двух явлений. Первая причина — глобальное распространение широкополосного интернета, в том числе мобильного. Во-вторых, большую роль сыграло мощнейшее увлечение видеороликами, которое спровоцировал YouTube. Сейчас потребитель хочет получать информацию через видео, а не просто в виде статичного контента. Поэтому считаю, что лучше всего использовать комбинацию видео и статики. В этом году мы уже сделали несколько проектов с интегрированным видео, ещё два планируем запустить до конца декабря. Очевидно, что такие сайты смотрятся интереснее и более современно, чем если бы мы заменили видеоврезки статическим и другим контентом. Комментарий: Евгений Чернов, коммерческий директор qb.digital В кризис, который вроде как продолжается, все хотят получать максимальную отдачу от своих вложений, в том числе, в такой недешевый маркетинговый инструмент как сайт. С нашей точки зрения, тренд на результативность и внимание к конверсионным возможностям сайтов усилится и станет доминирующим. В целом с рынком все в порядке. Сейчас происходит процесс его активной трансформации: ресурсы перетекают «из одного сосуда в другой», Создают свои компании сильные сотрудники крупных агентств, увеличивается количество узко специализированных команд-разработчиков. Давно работающие агентства переориентируются на западных заказчиков. А на сторону клиентов приходят здравомыслящие менеджеры. Так что все нормально. Конкуренция выходит на немного другой уровень, сам по себе рынок не заполнен и не пресыщен предложением. Суть в том, что многие грамотные менеджеры уходят на сторону заказчика и, как понимающие процессы специалисты, начинают самостоятельно «менеджерить» аутсорсинговые команды, превращаясь, таким образом, в конкурентов классических агентств». Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. Рекомендуем: Рынок разработки сайтов умирает: что делать и куда идти? Интервью с Михаилом Токовининым (amoCRM) по следам его открытого письма в редакцию ЦП «Рынок разработки сайтов умирает — как видеопрокат в 2002 году». Формирование продуктов веб-студии: часы, сроки, рентабельность Пробуем запланировать продукт не дорогим для клиента и рентабельным для веб-студии. Сколько стоят НЕуспешные интернет-проекты для студии Рассмотрим возможные затраты студии с ростом запущенности проекта. Преждевременная тризна Продолжение дискуссии о смерти Digital-рынкаПолный текст статьи читайте на CMS Magazine