10 простых способов сэкономить на мобильной связи
Любой кризис полезен тем, что учит экономить: для сохранения привычного уровня жизни нужно научиться меньше тратить, и в том, чтобы получить то же самое, но дешевле, нет ничего необычного. В случае с операторами и тарифными планами можно найти множество способов, как сэкономить, ведь дополнительные услуги с абонентской платой могут оказаться лишними. Hi-Tech.Mail.Ru приводит 10 главных способов, которые позволят тратить на услуги сотовой связи меньше, при этом не ограничивая себя в общении.
1. Актуализация тарифного плана
Большинство абонентов, подключившись к оператору сотовой связи на тариф, который им посоветовал кто-то из знакомых или продавец в магазине, быстро забывают не только про условия своего тарифного плана, но даже его название. Просто пользуются и пополняют счет, когда баланс приближается к нулю. Сколько абонент на самом деле тратит, сколько стоят услуги — волнует не такое большое число пользователей. К тому же операторы практикуют выпуск какого-нибудь нового тарифного плана, а старый закрывается для подключения и переносится в архив. После этого с тарифом начинают происходить преображения — условия обслуживания могут измениться до неузнаваемости. Например, появляется «плата за соединение» или увеличивается стоимость звонков и SMS: абонент, не проверяя детализацию, начинает платить за то же самое значительно больше. И при этом все законно — на сайте за 10 дней до изменений соответствующую новость опубликовали, сайт зарегистрирован как СМИ. Ведь не всякий абонент ходит каждый день на сайт оператора, чтобы посмотреть, не собираются ли изменить его тарифный план, и будет пользоваться измененным, пока однажды не проверит.
Новые тарифные планы обычно выгоднее — в них добавляются приятные мелочи, однако через какое-то время и они отправляются в архив. Существуют и различные сервисы, которые проанализируют детализацию вашего счета из личного кабинета и вынесут вердикт, подходит ли вам ваш тарифный план. К сожалению, такие важные и весьма затратные статьи расходов, как роуминг, эти сервисы считать не умеют, но хотя бы о домашних тарифах дают вполне внятное представление.
2. Честность и прозрачность Выбирая тарифный план, следует ориентироваться на максимально простые и понятные предложения — они же, как правило, оказываются максимально выгодными. Конечно, если у вас весьма специфическая структура трафика, то вам может подойти какой-то особенный тарифный план. Однако обычный абонент звонит примерно в одинаковых объемах на все сети (с поправкой на их рыночные доли в регионе, конечно же), а средняя продолжительность разговора — около одной минуты. Поэтому, кстати, следует избегать так называемой степ-тарификации, то есть, предложений, где первая минута стоит дорого, а последующие — гораздо дешевле (а возможно, и бесплатны). Может быть, вы и выгадаете на немногочисленных длинных разговорах, но зато существенно переплатите за короткие, которых, скорее всего, будет значительно больше — оператор, предлагая такое, ориентируется на тех, кто не умеет считать.
Очень хорошо, если в тарифном плане будет предусмотрена посекундная тарификация: при поминутной (естественно, с округлением до целой минуты в большую сторону), по статистике, затраты возрастают сразу же в среднем на 30%. Правда, операторы это давно поняли, и поэтому «посекундную справедливость», которую активно рекламировали несколько лет назад, сегодня сложно найти — такие предложения редки.
3. Внутрисетевые звонки Но чего операторам не жалко, так это внутрисетевых звонков, которые сегодня зачастую предлагаются совсем бесплатно, поскольку их себестоимость для оператора стремится к нулю. Все дело в так называемом «интерконнекте» — той сумме, которая выплачивается оператору вызываемого абонента за «приземление» звонка в его сеть. Об этой сумме в размере 95 копеек за минуту (посекундно) операторы договорились еще в 2006 году. По идее, себестоимость звонка в другую мобильную сеть составляет не меньше этой суммы. Но 30% можно смело выиграть на поминутной тарификации. При внутрисетевых звонках этой платы нет, а значит, их себестоимость на порядки ниже.
Не стоит также забывать о том, что абонент не только звонит сам, но и принимает входящие звонки. И, как ни парадоксально это звучит, даже абонент, звонящий исключительно внутри сети, все равно приносит деньги оператору, если ему хотя бы иногда звонят абоненты других сетей.
4. Несколько сим-карт Именно ради экономии на внутрисетевых звонках в первую очередь приобретаются телефоны с несколькими сим-картами — двумя, тремя и даже четырьмя. Если купить сим-карты разных операторов и звонить строго с «МегаФона» на «МегаФон», с МТС на МТС и с «Билайна» на «Билайн», можно неплохо сэкономить. Тем более что сам многосимочный телефон стоит не дороже обычного. Даже если у вас iPhone 6 Plus на 128 ГБ с одной сим-картой, то купить за 600 рублей какой-нибудь Alcatel OT1010D, чтобы вставить в него еще две, не будет накладным. Единственное неудобство заключается в том, что вашим собеседникам придется сохранять несколько ваших номеров и потом думать, на какой звонить. Но, в конце концов, именно для этого в записных книжках телефонов столько полей для номеров, да и вообще благодаря вам они тоже смогут сэкономить, выбрав один из ваших номеров в качестве основного и звоня на него по внутрисетевому тарифу.
5. IP-телефония вместо звонков Если вы пользуетесь смартфоном, то даже задумываться о внутрисетевых звонках вам ни к чему — звонить можно через VoIP-сервисы. Тут, правда, главное условие — хороший интернет, но, во-первых, LTE сегодня хорошо распространено, по 3G все это работает тоже неплохо, ну, а дома или на работе, где есть полноценный доступ через Wi-Fi, тем более не стоит исключать эту возможность. Главное неудобство здесь в том, что разные люди пользуются разными сервисами, и вам придется держать на смартфоне несколько запущенных программ, так как мультипротокольных клиентов, полноценно поддерживающих все популярные системы, просто не существует. Да и смартфоны есть еще не у всех. Впрочем, мы и не говорим о полном отказе от обычных звонков — речь только о замене на VoIP только их части.
6. Мессенджеры вместо SMS и MMS SMS и MMS, похоже, уйдут в прошлое гораздо раньше — мессенджеры их теснят по всем фронтам, потому что к качеству интернет-соединения они нетребовательны, трафика почти не расходуют, а пользоваться удобнее: SMS придет только на телефон, а мессенджер можно и на компьютере поставить, да и просто через браузер отправлять сообщения в социальных сетях. В общем, с SMS и MMS происходит то же самое, что с электронной почтой: для личной переписки они используются все меньше и их основная сфера применения сегодня — это различные уведомления, пароли двухэтапной авторизации и, конечно, спам.
7. Пакеты услуг Если вам все же необходимы SMS, подключите пакет. Вообще пакеты тех или иных услуг — минут, мегабайт, сообщений, чего угодно — в целом выгоднее, чем оплата их «поштучно», но подходить здесь нужно с умом. С одной стороны, оптом всегда дешевле, чем в розницу, это один из главных законов капиталистической экономики. С другой стороны, всегда есть риск переплатить за ненужное. Большинство пакетов имеет фиксированный срок действия (например, месяц), после которого неиспользованный объем услуг сгорает. В пакетах же небольшого объема, который вы точно успеете израсходовать, экономия оказывается мизерной. Тем не менее, интересные предложения все же бывают: опять же, не поленитесь проанализировать свою статистику пользования услугами связи и на основе этого подключайте пакеты и оптимизирующие опции.
То же самое касается и пакетных тарифных планов. Купить «все и сразу» в одном пакете вроде бы выгоднее, чем платить даже за несколько опций по отдельности. Но на практике такие тарифы порой оказываются несбалансированными: каких-то услуг в пакет включено слишком много (например, тех же SMS), а каких-то слишком мало. Мыслите шире; никто не мешает вам (особенно при наличии нескольких сим-карт) купить, например, пакеты минут и SMS у одного оператора, а Интернета — у другого. Но в целом пакетные тарифы правильнее рассматривать как «почти безлимитные» — в обмен на гарантированную выручку вы получаете от оператора неограниченный объем услуг в рамках вашего профиля потребления, не проверяете баланс по три раза в день и легко прогнозируете свои затраты на связь.
8. Отключение ненужных услуг В погоне за выручкой операторы порой навязывают абонентам дополнительные услуги. Самый простой способ — подключить их тайком. Сначала, например, организуется «опытная эксплуатация»: все бесплатно, никаких претензий нет, потом, как обычно, за 10 дней на сайте анонсируется, что скоро услуга станет платной, ну, а после этого начинает потихоньку списываться абонентская плата. Либо еще проще: прямо в условиях тарифного плана прописывается, что при подключении или переходе вам подключаются разномастные «Гудки» и «Автоответчики», и первый месяц они предоставляются бесплатно, а потом, если абонент их не отключил, начинает взиматься абонентская плата. То есть, сначала усыпляют бдительность (мало кто читает условия целиком, а лишние деньги не списываются), а затем начинают относительно честно брать с вас деньги за то, чем вы не пользуетесь и не собирались. Бороться с этим можно, опять же, внимательно изучая детализацию счета, да и взаимопомощь никто не отменял. Звоните другу и вместо гудков слышите дефолтный «Гимн оператора» из рекламного ролика? Значит, он явно «Гудок» не подключал, предупредите!
9. Расшаривание интернета Если у вас несколько мобильных устройств, с которых вы выходите в интернет: смартфон, планшет, модем — вовсе ни к чему покупать для каждого из них сим-карту с тем или иным условно-безлимитным тарифом. Вы ведь не сможете выходить в Сеть со всех девайсов одновременно, и в результате где-то у вас будет «недобор» со сгоревшим неиспользованным трафиком, а где-то — «перебор» с доплатой за продление скорости. Избавиться от лишних расходов поможет расшаривание, то есть — раздача доступа на все устройства с роутера или непосредственно со смартфона: достаточно будет купить один большой пакет на все, что, к тому же, еще и дешевле, чем несколько пакетов меньшего объема. Недостатков у такого решения два — покупка роутера повлечет за собой дополнительные расходы, а расшаривание со смартфона потребует решения задач по зарядке его батареи. Есть вариант «Билайна» с его опцией «Интернет на все» — общим пакетом трафика на несколько устройств, но из-за наличия абонентской платы за каждый подключенный девайс это решение скорее подходит не для экономии, а для удобства: не нужно следить за балансом нескольких сим-карт.
10. Бонусные программы У большинства операторов есть различные бонусные программы, в рамках которых вам могут начисляться или дополнительные деньги на счет (например, процент от каждого платежа) или, что чаще бывает, бонусные баллы, которые впоследствии можно будет обменять на услуги связи, например, те же самые пакеты минут или роуминговые опции. Где-то за баллы можно приобрести и товары — например, смартфоны или аксессуары к ним, правда, копить на такую покупку придется очень долго, ведь на связь абонент в среднем тратит 300 рублей в месяц, а в бонусы превращается порядка 1% этой суммы, так что услуги покупать выгоднее.
Бонус: интересная хитрость И, наконец, бонус для дочитавших до конца. Мало кто знает, что после отмены «мобильного рабства», то есть, появления возможности уйти со своим номером от одного оператора к другому, можно сэкономить порядка 20% от своих ежемесячных трат. Вы пишете заявление на перенос номера к любому другому оператору — об этом почти сразу узнает ваш нынешний оператор, после чего в работу включается «служба удержания абонентов»: вам позвонит очень вежливый оператор и начнет уговаривать вас не переходить к конкуренту, взамен предлагая скидки. Как правило, сначала речь идет о небольших скидках, но сторговаться до 20% очень просто: это негласный размер скидки, которую дают практически всем, кто показывает хоть какие-то признаки активности.
Самые находчивые абоненты и вовсе не пишут заявлений, а заявляют своему оператору: «Давайте не будем зря тратить время, мы оба знаем, что если я напишу заявление, то вы мне предложите скидку 20%, а я соглашусь». Теперь вы знаете все секреты. Следите за обновлениями Hi-Tech.Mail.Ru, чтобы знать еще больше.
Все об акциях и скидках в разделе «Скидки» на Hi-Tech.Mail.Ru. Узнавайте первыми!
Степан Зайцев, Hi-Tech.Mail.Ru
Полный текст статьи читайте на HI-TECH@Mail.Ru