10+ признаков толкового руководителя
Посвящается любителям самокопания и принимателям кадровых решений Дата публикации: 21.03.2018 Мы пообщались с действующими руководителями и основателями агентств с целью выяснить, какими качествами по их мнению должны обладать бизнесмены и сотрудники, претендующие на руководящие посты. Нам было важно мнение именно практиков. Согласитесь, не столь важно, что пишут в книжках, сколь важно то, какие качества помогут вам расти в бизнесе и двигаться по карьерной лестнице в реальности. Если согласны, берите на вооружение и успехов вам в достижении ваших целей! Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей. 1 Перфекционизм Комментарий: Руслан Гатаулин, генеральный директор компании «Garpix» Очень сложно, практически невозможно выделить какое-то одно качество при построении образа идеального руководителя. И трудолюбие, и пунктуальность, и дальновидность — все качества важны и должны присутствовать в характере лидера. Но, если всё—таки попытаться, во главу угла я поставил бы перфекционизм. Именно стремление к совершенству, к идеалу должно лежать в основе качественной работы над продуктом. Это должен быть разумный перфекционизм, включающий постоянное самосовершенствование, работу над ошибками и устранение недочётов. В этом случае работа будет эффективной, а результат достойным. 2 Лень Комментарий: Сергей Прокофьев, управляющий партнер креативного агентства CreativePeople В моем детстве мама часто говорила: «Лень — двигатель прогресса», когда я хитростью и уловками отлынивал от домашних обязанностей или уроков. Говорила, видимо, слишком часто, поэтому и отпечаталось в голове. Руководителю надо помнить, что всегда есть кто-то, кто делает конкретную работу лучше, чем вы. Любую. Уверен, что во многом успех руководителя зависит от того, насколько эффективно он находит подходящих людей, чтобы «спихнуть» на них свои обязанности и полномочия. Не ленитесь только в одном — в делегировании. 3 Понимание целей Комментарий: Леонид Кирнус, соучредитель интернет-компании R52.RU Важнейшим качеством идеального руководителя, на мой взгляд, является понимание целей, которые необходимо достигнуть руководимой им компанией. Можно называть это умным словом «миссия», можно вообще никак не называть, держа это понятие в подкорке. Самое главное заключается в том, что руководитель должен хотеть достигнуть эти цели. Если цели компании, как правило, определяют ее владельцы, то постановка задач — это функция руководителя именно в соответствии с целями бизнеса. Понятно, что понимание целей у идеального руководителя должно обязательно сочетаться с осознанным согласием этого руководителя с политикой владельцев. Если руководитель не понимает целей бизнеса, то чаще всего виноваты владельцы компании: они или нечестны с руководителем или просто неправильно договорились с ним. Например, если компания настроена на максимизацию прибыли, то руководитель должен получать опцион (то есть процент от этой прибыли вместе с владельцами). Если целью работы бизнеса является создание нового продукта, то руководитель, сделавший с командой этот продукт, должен стать совладельцем нового продукта в оговоренной доле. Если у руководителя печальная функция закрытия или запуск процесса слияния компании с другой путем поглощения, то… Примеры целей можно приводить бесконечно. Если руководитель компании хорошо понимает ее цели, но не согласен с ними или саботирует их достижение— это очень опасная ситуация. Раньше это называлось вредительством… Достижение целей возможно только при правильной постановке и адекватном решении задач, стоящих перед коллективом. Постановке задач можно научиться в учебном заведении, из опыта работы в бизнесах, читая книжки и даже посещая курсы. 4 Умение создавать ценность Комментарий: Константин Нефедов, управляющий партнер digital-агентства «ДАЛЕЕ» В самом начале своего творческого пути как руководителя я читал много книжек, в которых рассматривалось то или иное качество и выставлялось как крайне необходимое для того, чтобы быть самым правильным или успешным руководителем. Я наблюдал за другими людьми или своими руководителями, выделял какие-то их положительные качества и формулировал для себя развитие тех, которые у меня слабо развиты. В какой-то момент я понял, что человек, если захочет, он может развить в себе любое качество. Со временем что-то становилось моими истинными качествами, а что-то — являлось шаблонами, с помощью которых я проверял свои действия. Самая большая опасность «списков качеств» в том, что, находя какое-то свое правило управления, велик риск, что будет перекос совершенно не в правильную сторону. Создается какой-то профиль поведения человека, который на самом деле может только его отвлекать. Самой простой пример — ну, всем же известно, что успешный бизнесмен должен торговаться за каждую копейку. И этот профиль очень часто можно увидеть во внешнем мире. Это очень простое свойство, его очень просто привить к себе. Но это не приведет к тому, чтобы ваша компания больше зарабатывала, а потраченное время может быть сильно больше, чем фактическая выгода. В какой-то момент я понял, что те или иные прописные качества руководителя не так уж важны. Набор тех или иных качеств зависит от вашей текущей конкретной ситуации в вашем бизнесе или в вашем отделе. Нужно четко понимать, что является причиной, а что — следствием успешной деятельности для вашего отдела или компании. Качество, которые я для себя выделил, я подчеркнул в не в книгах и не в опыте других, а скорее в размышлениях на темы подобные этой статьи. И это качество — создавать ценность. Если то или иное качество каждый в себе может развить сам с помощью книг или тренингов, то что тогда может отличать «идеального» руководителя от среднего или плохого? Что может быть критерием — лучше был старый руководитель или новый? Хорошо, когда можно выделить четкие KPI в деньгах и сформулировать это следующим образом — Что я должен сделать для своего участка чтобы он развивался? Как должен выглядеть и развиваться мой отдел или компания через год, через 2, через 5. Развиваемся ли в соответствии с трендами на рынке? Можно ли то, что мы делаем, делать в 3 раза дешевле или что нужно, чтобы принести в 3 раза больше денег? Как сделать продукт, который мы делаем еще лучше? И это качество, которое я назвал «создавать ценность» для меня стало самым главным. Это маркер, по которому я проверяюсь — все ли я правильно я делаю. Все остальное подтягивается, само собой. 5 Эмоциональный интеллект Комментарий: Инга Таирова, заместитель директора по развитию интернет-агентства Bquadro Сложно назвать какое-то одно свойство, которое бы позволило руководителю сначала стать им, а затем успешно работать и развивать свою компанию/направление — ведь для этого, зачастую, требуются взаимоисключающие качества. То, о чём последние годы было сказано много и на чем хотелось бы остановится, — эмоциональный интеллект. В силу специфики IT-отрасли, именно это качество помогает руководителю сплотить молодых специалистов, обладающих высоким IQ и не признающим авторитарный стиль управления, в единую команду для достижения поставленных целей. Не менее важным это является и с точки зрения коммуникаций с клиентами и подрядчиками. Возможность встать на сторону клиента, в спорной ситуации увидеть происходящее его глазами — главный ключ к решению вопроса и налаживанию долгосрочного сотрудничества. 6 Позитивное мышление Комментарий: Григорий Ильин, директор по маркетингу и PR Биплан Совершенство — недостижимо, для всего остального существует практика и опыт. Путь к идеалу тернист и полон приключений, которые помогают сформировать в руководителе характерные качества. Можно сломаться на первых ошибках или до бесконечности переживать из-за каждой проблемы, заражая своим пессимизмом всех окружающих. «Успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма». (Уинстон Черчилль). Грамотный руководитель умеет прятать свои негативные эмоции прямо перед входом в офис, демонстрируя подчинённым позитивное мышление и веру в светлое будущее. Конечно, всё это должно подкрепляться чётким планом развития, который говорит о том, что проявление улыбки в сложной ситуации не является показателем глупости. Нужно рассказывать о перспективах и искать способы мотивации каждого члена команды, ориентироваться на лидеров рынка, а не упиваться своим превосходством над слабыми конкурентами. Кто будет работать под началом руководителя и следовать за ним, если он сам не верит в свои силы и перекладывают вину на случайные обстоятельства. Позитивное мышление может проявляться как в маленьких деталях, так и в серьезных делах — замахиваться на крутые проекты и вдохновлять сотрудников, избегать злости по отношению к обманщикам, благодаря которым мы получаем определённый опыт, прокачивать сильные стороны специалистов, не ругая их за невинные слабости, модернизировать офис с прицелом на рост компании и т.д. Капитан корабля не просто управляет судном, а показывает направление движения с блеском в глазах и искренней улыбкой на лице, чтобы ни у кого из команды не осталось сомнений в правильности выбранного курса. 7 Адаптируемость Комментарий: Очень важно уметь отказаться от своей позиции, если она становится вредна для дела. Если мы идем по определенной стратегии, которая движется, но потери несоизмеримы с результатом, самое время признать, что стратегия была ошибочной. Я очень часто ходил по этим граблям, так как являюсь от природы довольно упорным (на самом деле упрямым, как осел, но мне хочется написать «упорным») человеком, и я пытаюсь любое большое дело довести до конца. Кроме того, в это понятие входит и подстройка под обстоятельства, под клиента, под сотрудника. Не стоит ждать, что все примут и будут играть по одним правилам, занимая жесткую позицию в любой ситуации. 8 Умение создавать команду и вовлекать Комментарий: Кристина Каблук, PR-директор агентства webit Я поступила немного хитро и назвала именно это качество, так как оно сочетает в себе и наличие лидерских качеств и эмпатию. Но какой бы руководитель хороший ни был, он не сможет выстроить по-настоящему крутую компанию без команды. Сотрудники — это костяк компании и для них нужно создавать условия, в которых людям хотелось бы работать не только ради денег, но и за интерес, за рост, за возможность развития, за большую идею, к которой стремится компания. Каждому сотруднику необходимо чувство принадлежности к группе для формирования профессиональной мотивации — это то, что нужно создать руководителю. Без общей идеи, без общих взглядов на развитие, без общих ценностей и структуре «каждый сам за себя» развитие компании будет очень медленным, при этом есть вероятность потерять заинтересованных и близких по духу сотрудников, которые готовы развивать компанию. Поэтому грамотный руководитель всегда должен понимать, к какой цели он движется, какие люди должны его окружать и что сделать для того, чтобы они также болели за компанию. 9 Настойчивость Комментарий: Алексей Волков, генеральный директор агентства Digital.Tools Одним из основных личных качеств руководителя агентства должна быть настойчивость. Потому, что этого чаще всего не хватает в бизнесе. Вообще принять решение стать предпринимателем — это обречение себя на путь незапланированного, непредсказуемого, чего-то вечно мешающегося под ногами, всплывающего неожиданно и т.д. и т.п. Вряд ли ваш путь предпринимателя будет соответствовать тому, что вы нарисуете на бумаге. Все будет непредсказуемо. Фактически, наверное, каждого предпринимателя посещала мысль: «Хочется лечь и умереть». Поэтому, когда у вас будут опускаться руки, нужно будет иметь в себе силы заставить эти руки подняться и продолжать идти дальше к цели, не теряя надежду, веру и силы. Я поделюсь, как мне самому удалось победить эту проблему. Я все ждал, когда ситуация улучшится. Не какая-то частная, а вообще. Что вот сейчас решу с мотивацией персонала и будет лучше. Решал, но возникала проблема с серверами. Но как решил проблему с сервером, пришли задачи с бухучетом. Вот так — без конца и края. И тут мне попался пост в социальной сети, где другой предприниматель сокрушался, что такая ситуация будет без конца и края. Именно в момент я понял, что легко никогда не будет. И что быть предпринимателем для меня как синоним «вечно бороться с проблемами» и это нужно осознанно принять. И что это не проблемы, а нормальная рабочая рутина. С этого момента знаете ли полегчало, отпустило. 10 Отважность и последовательность Комментарий: Нина Калаус, руководитель веб-студии Магвай «Отважность» и «последовательность» для меня являются связкой двух качеств, характеризующих успешных руководителей. Отважность нужна руководителю для того, чтобы решиться. Решиться изменить мир, себя, решиться убрать старое направление и сделать ставку на совершенно новое и неизведанное, перекомпоновать коллектив, расставшись с преданными, но не разделяющими новых взглядов и перемен сотрудниками, и поставить на их должности новых. Сделать шаг вперед, осознавая риск и понимая, что может ничего не выйти, что можно все потерять —, но все-таки попробовать. Придумать сумасшедшую идею и дать ей путевку в жизнь. Отважность — это умение принимать разные решения, иногда очень противоречивые, и нести за них ответственность. Но при этом одной отважности мало, да и работает она только в связке с последовательностью. Как эмоции хороши вкупе со здравым смыслом, так и отважность идет рука об руку с последовательностью. Если не будет последовательности, самые яркие идеи поблекнут, потому что не будет ничего предпринято для их реализации. Отважность сродни цели, в то время как последовательность — это средства для ее достижения. Вы можете придумать стартап, решиться на него, выделить средства, найти людей, но он не выстрелит, если не будет определенного алгоритма действий и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО их выполнения. Любая, самая инновационная, меняющая реальность идея зачахнет, если ее бросить на полпути. Вы можете придумать и начать делать крутой сервис, но его так и не увидит целевая аудитория, если потерять интерес и оставить все на этапе незавершенного прототипа. Отважность подразумевает умение решиться на идею, а последовательность — умение довести дело до конца. Отважность — это яркая вспышка, искра, а последовательность — дрова. Только вкупе получается сделать что-либо уникальное, и только в связке эти качества действительно работают. Сила — в комбинации Согласимся со спикерами в том, что выделить какое-то одно качество как самое главное для руководителя, весьма затруднительно. Одно обязательно подпирает другое и наоборот. И чем дольше думаешь об этом, тем внушительнее получается список. Остановиться очень сложно. В качестве иллюстрации данного тезиса приводим последнее на сегодня мнение. Комментарий: Артем Соколов, директор по маркетингу InSales Перечислю лишь некоторые качества, которые не были очевидно упомянуты ранее: Способность принимать решения. Часто бывают случаи нестандартных ситуаций: необычные запросы от клиентов, болезни сотрудников или ЧП… Руководитель обязан быстро решать все эти вопросы. Творческое мышление. Думаю, без комментариев. В веб-студии управляющий обязан мыслить «красками», иначе все скатится в скукоту и бумаги. Самоанализ. Остановиться, посмотреть на себя со стороны и сделать выводы по той или иной работе. Умение делегировать. Все нести на своих плечах — тяжело и невозможно: никакая из задач хорошо не будет сделана. Стрессоустойчивость. Бывает разное. Главное — не терять самоконтроль и спокойно решать все проблемы. Саморазвитие и вектор. Чувство юмора. Именно оно помогает разрядить обстановку как с клиентом, так и с командой. «Шарить». В IT руководитель обязан разбираться во всех технических аспектах своей работы. Только в этом случае от сотрудников можно требовать объективного объема задач и уровня их исполнения. Риск. Чтобы поднять свою компанию вверх, нужно рисковать, пробовать, продвигать. Правда риск должен быть обдуманным и оправданным. Честность. Быть честным с собой, клиентом и своим сотрудником можно и нужно! Тогда все это будут чувствовать, понимать и ценить, создастся дружеская теплая атмосфера и работа будет в удовольствие. В заключении мы хотим предложить вам отправную точку для гештальт-терапии и анализа собственных возможностей. Ниже вы найдете список всех качеств, которые были упомянуты опрашиваемыми (в том числе и из неопубликованного). Предлагаем смело взглянуть в глаза ненасытной правде и честно определить для себя, какие пункты из списка про вас, а какие нет. Уверены, это поможет лучше понять себя и уже сложившимся руководителям/владельцам бизнеса и тем, кто только еще претендует на руководящие посты. Полный (но вам наверняка будет, чем его дополнить) список: Перфекционизм Понимание целей Умение создавать ценность Эмоциональный интеллект Позитивное мышление Адаптируемость Умение создавать команду и вовлекать Настойчивость Отважность и последовательность Развитая интуиция Способность принимать сложные решения Творческое мышление Самоанализ Умение делегировать Стрессоустойчивость Стремление к саморазвитию Чувство юмора Объективность Предпринимательская жилка Умение вовремя остановиться Лень (как двигатель прогресса) Готовность к рискам Честность Справедливость к подчиненным Умение четко формулировать мысли Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.Полный текст статьи читайте на CMS Magazine