10 ошибок методиста при разработке онлайн-курса — и как их избежать
Успех онлайн-курса зависит от множества факторов, но есть принципы, несоблюдение которых с большой вероятностью приведёт к проблемам и потерям — временным, репутационным и финансовым.
Коллеги из EdMarket рассказали, с какими ошибками могут столкнуться методисты во время разработки курса и что делать, чтобы их не допустить.
Редакция Медиа Нетологии
Не развивать в себе умение коммуницировать
Одна из самых распространённых ошибок. Проявляется в желании не отвлекаться на разговоры с командой, тихонько и самостоятельно работать над курсом, максимально быстро разобраться с заказчиком, предметным экспертом.
В результате может быть недостаточно информации для разработки курса, команда неоднозначно понимает задачи проекта, методисту сложно прояснить цель заказчика и договориться с экспертом. Так возникает огромное количество потенциальных фейлов, начиная от задержки сроков сдачи проекта и заканчивая созданием курса, который никому не нужен.
Методист точно не должен работать молча на этапах:
- снятия запроса с заказчика. В момент, когда методист ведёт переговоры с заказчиком в b2b-секторе, а заказчик объясняет, что бы он хотел получить от обучения сотрудников. И в момент исследования целевой аудитории, когда заказчик обучения и есть учащийся;
- передачи концепции программы в маркетинг и подготовки MVP курса — минимально жизнеспособный продукт. Здесь важно проследить, чтобы рекламные сообщения и фразы лендинга не расходились с реальностью, и получить обратную связь от маркетологов, которые изучают спрос на те или иные образовательные решения.
Да и в целом здоровая коммуникация с командой избавляет от многих бед.
Как этого избежать
Развивать коммуникативные навыки вообще и делового общения в частности. Это совершенно точно пригодится методисту, потому что среди ключевых требований к специалисту этой профессии эмпатия, способность быть командным игроком и умение отстаивать свою точку зрения.
Методист должен уметь объяснить заказчику или команде, почему в курсе используется то или иное решение, как оно помогает достичь результата. Его работа плотно связана с другими специалистами — продюсером, предметным экспертом, менеджером по продажам и так далее. Поэтому важно быть гибким. При этом методист должен быть достаточно чутким, чтобы вставать на позицию учащегося и помогать ему преодолевать сложности.
Для работы над собой будет полезно погрузиться в тему с помощью книг с практическими советами. В Медиа Нетологии как раз есть подборка изданий, способных помочь развить навыки общения всем, кому важно быть услышанным и научиться слушать. А закрепить знания можно, пройдя курс «Основы эффективной коммуникации».
Хранить всю информация о логике курса только в своей в голове
Обычно методисту комфортно работать в одиночку: один на один с контентом проще, чем с командой, экспертом, заказчиком, учащимся. Такое особенно часто случается с методистами небольших проектов. Иногда о том, какая логика заложена в курс, знает только сам проектировщик.
Это плохо по двум причинам:
- если методист уходит из проекта, никто не понимает, как дальше развивать и поддерживать курс;
- даже если методист никуда не собирается уходить, другие участники проекта зависят от наличия у методиста свободного времени и желания отвечать на вопросы коллег.
Как этого избежать
Наладить прозрачную систему проектирования и жизненного цикла курса. Создать и открыть план проекта для всех коллег, которые задействованы в производственном процессе. Это может быть большая общедоступная гугл-таблица, в которой описаны все курсы и занятия.
Так выглядит программа курса EdMarket «Методолог образовательных программ» для внутреннего пользования:
Логику курса нужно описывать понятными словами, детализировать по каждому занятию и передавать заказчику или другим участникам проекта. А также договориться с коллегами и партнёрами, каким образом можно будет отслеживать изменения.
В таком виде мы демонстрируем программу клиентам EdMarket:
Отталкиваться от контента, а не от целей обучения
Такое часто случается, когда методист держит в фокусе тот учебный контент, который у него уже есть. Например, когда пытается адаптировать материалы для очного обучения под онлайн-формат. Но в онлайне люди по-другому учатся, иначе получают обратную связь и взаимодействуют с образовательной средой и участниками учебного процесса.
Мы сталкивались с таким случаем: эксперт сразу записал видеокурс на основе своего контента из очных тренингов по мотивации. Попробовал продать — не купили. Оказалось, потому, что аудитории нужен был не такой контент, не в таком количестве, не в таком формате, не по такой цене. И в целом на эту тему много бесплатного материала. А ещё выяснилось, что ценность тренинга была вообще не в контенте, а в возможности собраться вживую.
Как этого избежать
Сначала продумать всю экосистему и только потом спросить себя, что из материалов можно использовать. Домашние задания, например, для онлайна точно надо адаптировать, а вот теорию можно переиспользовать, но важно дробить её на удобные фрагменты и адаптировать под мобильный формат обучения.
Ответ на главный вопрос обучения — что должно измениться после прохождения курса — поможет сформулировать главную учебную цель и каскадировать её до промежуточных. Тогда и появляются онлайн-курсы, проходя которые слушатели получают результат.
Конкретные формулировки о том, что будет уметь выпускник, могут выглядеть так:
- работать с Adobe Photoshop;
- по скрипту обзванивать клиентов;
- планировать своё время с помощью гугл-календаря.
Сначала создавать теорию, потом практику
В большинстве курсов без практики невозможно достичь результатов обучения. Можно посмотреть 10 видеорецептов бисквита, но не испечь ни одного — само по себе знание, как его испечь, не даст должного результата.
С другой стороны, когда мы даём только практику и не поясняем, почему всё работает именно так, можем натолкнуться на сопротивление взрослого учащегося. Его опыт будет толкать к тому, чтобы понять первопричину, источник, правила.
Поэтому методисты понимают, что в идеальном курсе теория и практика должны чередоваться. Однако всегда есть риск пойти по такому пути: создать теорию, а к ней подобрать практику и придумать домашние задания. В итоге могут получиться долгие занятия, на которых студенты засыпают, или затянутый курс, методист которого не может обосновать, зачем нужно то или другое занятие.
Как этого избежать
Держать фокус на практике, а именно на финальных и промежуточных учебных целях. На конкретных действиях или изменениях в поведении учащегося, которых мы ожидаем. Курс, выстроенный от результатов, будет более эффективным и с большей вероятностью приведёт слушателей к цели.
Принцип проектирования, при котором мы движемся от практики к теории, называют обратным дизайном (backward design). Для этого следует определить, какие навыки должны быть у выпускника и какая теория поможет их освоить. Обратный дизайн можно применять для всего курса или для отдельного занятия.
Приведём примеры из курса по спортивной ходьбе:
- Учебная цель: знать принципы правильной спортивной ходьбы — отличие от бега. Практика: пройти тестирование по спортивной ходьбе. Теория: определение, польза и особенности спортивной ходьбы.
- Учебная цель: выполнить норматив по спортивной ходьбе. Практика: пройти 1 000 метров в технике спортивной ходьбы. Теория: приёмы и техники спортивной ходьбы.
Пренебрегать промежуточными точками контроля
Если программа образовательного проекта содержит только теорию, например, это курс в письмах, который призван просто структурировать знания по теме, то можно обойтись без точек контроля вовсе.
Однако если речь о практико-ориентированном курсе, то необходимы не только практика и домашние задания с обратной связью, но и проверка усвоенных знаний. При этом делать для 8-часового курса или 2-дневного тренинга один оценочной тест, и тот в финале — не лучшая идея.
Это плохо для учащегося, поскольку во время обучения он не понимает, что у него получается, а что — нет. К тому же финальное испытание без промежуточных тренировок на небольших заданиях становится стрессом.
Когда финальный тест не сдан, и это отражено только в одной оценке, появляется непонимание, где именно проблемы и как их починить. Тут возникает необходимость вернуться к пройденному материалу и повторить его.
Кроме всего прочего, финальный тест, который включает в себя всё, что было в курсе, зачастую сильно перегружен и вызывает у студентов когнитивную перегрузку.
А методист по единому тесту не может оценить прогресс студента и провести профилактику, заранее заполнить пробелы в знаниях — что возможно, когда мы делаем промежуточные домашние задания.
Это плохо и для ведущего образовательного процесса, так как он не может своевременно скорректировать образовательную траекторию — добавить контент, пояснить сложную тему, дать время на отдых.
Как этого избежать
Чтобы не сливать весь контент в один сертификационный тест, при проектировании курса необходимо делать промежуточные домашние задания. Можно как проверяемые индивидуальные, так и автоматизированные тесты — они тоже хороши, и нет затрат на проверку.
Запомнить и отрефлексировать информацию также помогает выполнение заданий на самопроверку или на обсуждение в чате. Ещё можно демонстрировать студентам применение теории на кейсах и рассказывать истории.
Если методист — поклонник большого финального тестирования, то лучше продумать задания для каждого модуля обучения. Так можно узнать, какую тему слушатели усвоили хорошо, а с какой возникли проблемы.
Необходимо помнить, что отбивка пройденного материала важна не только в конце занятий, но и между крупными смысловыми блоками. Промежуточные итоги лучше подводить в конце каждого логического фрагмента контента, каждой темы и модуля.
Поручать разработку тестов новичкам и стажёрам
Проверочный тест — сложный формат онлайн-контента. Он может быть формирующим, то есть помогать новым знаниям усвоиться, и оценивающим, то есть делать срез знаний.
Создание теста ни в коем случае нельзя поручать людям, которые ранее не имели опыта в разработке. Иначе мы получим либо тест «для галочки», который проверяет интуицию учащегося, либо тест, который вызывает непонимание и негативную реакцию учащихся на некорректные вопросы и ответы.
Как этого избежать
Самостоятельно создавать тесты или ставить эту задачу опытному, внимательному и ответственному коллеге.
Главное, грамотно написать вопросы теста:
- задавать только один вопрос;
- формулировать вопрос краткими предложениями;
- вопрос должен быть однозначным для понимания;
- вопрос должен быть кратким и логичным;
- лучше, если вопрос начинается с глагола;
- оптимально 3–5 вариантов ответов;
- неверные ответы должны быть основаны на типичных ошибках;
- все варианты ответов должны быть примерно одной длины;
- если в ответах используется повторяющееся слово, оно выводится в текст вопроса.
Допускать разный уровень учащихся в одной группе
Учесть разные уровни знаний и опыта студентов действительно может быть сложно. При этом иногда у методиста нет возможности распределить людей в разные группы. Это связано с экономикой курса. Например, для рентабельности потока нужно 30 студентов, а набрать получилось 10 опытных и 20 новичков. Если мы планируем регулярно проводить вебинары, то дешевле обучить всех в одной группе, чем по отдельности. А для этого нужен одинаковый контент.
Кроме того, стоит учитывать расходы на маркетинг. Если продвигать два курса, а не один, стоимость привлечения повышается. То есть делать курс с разноуровневыми студентами — и занятиями — подталкивает риск собрать маленькие нерентабельные группы.
Вероятнее всего, результатом станет:
- недовольство контентом — для новичков слишком сложно, для опытных слишком легко;
- резкие колебания мотивации в группе — одним скучно, другим непонятно;
- сложности для преподавателей в управлении группой.
Как этого избежать
Чтобы слишком большой разброс не стал сюрпризом в момент старта обучения, нужно заранее оценить свою целевую аудиторию и её опыт — и уже с учётом этих данных разрабатывать продукт. Тут методисту пригодятся продюсерские скилы. А лучше — коллега-продюсер.
Как сформировать группу со сходным уровнем знаний и опыта:
- определить уровень в позиционировании курса — для новичков он, или, наоборот, для опытных;
- прояснить типовой портрет потенциального учащегося с заказчиком обучения или через кастдев, то есть исследование целевой аудитории;
- разработать предварительное тестирование для диагностики уровня знаний учащихся и далее распределить в нужную группу или выстроить персональную образовательную траекторию.
Также выяснить уровень и распределить учащихся по группам поможет входная анкета. Если по ответам студентов одного курса и потока мы видим одновременно начинающих и продвинутых, то либо разделяем поток на две группы с разной программой и сопровождением, либо делаем внутри одного курса ступени. Тогда основная логика — для начального уровня, но ко всем занятиям идут дополнительные материалы и домашние задания для уже практикующих. С экономической точки зрения чаще всего выбирают второй вариант.
Курс
Методист онлайн-курсов
Узнать больше
- Научитесь создавать качественные образовательные продукты
- Узнаете, как выявлять сильные стороны эксперта и оформлять его знания и опыт в учебный контент
- Отработаете реальные задачи методиста, каждая из которых — кейс для портфолио
Не продумывать сопровождение обучения
Да, спроектировать образовательную среду, создать экосистему вокруг курса и организовать поддержку учащегося во время обучения — это тоже задачи методиста. Перекладывать их на кого-то другого и отказываться принять тот факт, что в онлайн-обучении сопровождение особенно важно, — грубая ошибка.
Также методисту необходимо учитывать особенности обучения детей и взрослых. Последним сложнее даётся дистанционное получение новых знаний. У тех, кого мы сейчас называем взрослыми, есть богатый опыт очного обучения, но есть и предубеждения по поводу онлайна, также может совсем не быть опыта онлайн-обучения или он неудачный, что станет серьёзным препятствием. Это значит, что они чаще могут обращаться за помощью.
Как этого избежать
Ориентироваться на мотивацию и самочувствие будущих студентов. Важно, чтобы учащийся знал и ощущал, что во время обучения рядом будет человек, который в случае необходимости сможет помочь.
Это побуждает студентов доходить до конца и позволяет организаторам процесса собирать качественную обратную связь, которая поможет в дальнейшем развитии курса и программы.
Сопровождение начинается с первого занятия, на котором слушатель получает информацию:
- об учебном пространстве — как и где будет проходить обучение, что делать, если не смогли зайти на платформу;
- об учебной логике — последовательность тем и почему слушатели будут изучать их именно в таком порядке;
- о подготовке к старту — что нужно сделать, найти, подключить, чтобы успешно стартовать;
- о времени на обучение — расписание занятий и где его отслеживать, сколько времени нужно уделить обучению в день и неделю, как часто проходят занятия, есть ли каникулы;
- о коммуникациях — где общаться с преподавателями и одногруппниками, как принято общаться, кто и как администрирует чат, как узнавать о том, что произошёл перенос, начался новый модуль, пора сдать дипломную работу;
- о поддержке — есть ли возможность задать вопросы индивидуально или только в общем чате;
- о домашних заданиях — какие требования к домашним заданиям и дедлайнам;
- о контенте — какие элементы контента есть в курсе, как ими пользоваться и сколько времени будет сохраняться доступ к материалам курса;
- о форс-мажорах — что делать, если отстали от группы, можно ли наверстать, перевестись.
Дальше в сопровождение включаются:
- администратор платформы, который организует контент и отвечает за информационные и мотивационные рассылки учащимся;
- модератор чата, который поддерживает активность в чате и отслеживает подъёмы и спады мотивации, помогает находить ответы на вопросы, запускает дискуссии;
- куратор группы, аспирант или тьюторы учащихся, которые контентно сопровождают курс, отвечают на вопросы по занятиям, проверяют домашние задания;
- преподаватели и эксперты, которые взаимодействуют на протяжении своего занятия.
Игнорировать работу с обратной связью
Вопреки заблуждению некоторых начинающих методистов, онлайн-обучение не означает, что учащийся остаётся один на один с курсом. Ему важна не только техническая и мотивационная поддержка, но и регулярная обратная связь — что получается, а что нет, кто может помочь, что изучить дополнительно, как рассказать про обнаруженную ошибку.
Если фидбэка нет, у студента снижаются вовлечённость и стремление продолжать обучение. Это, в свою очередь, негативно влияет на метрики эффективности курса: индекс удовлетворённости, долю студентов, достигших с помощью обучения своих целей и завершивших его. Может возрасти отток студентов и количество возвратов.
Как этого избежать
Разработать систему сбора и анализа обратной связи от студентов, которая будет полезна обеим сторонам: студенту — поможет высказаться, проектировщику — завоевать лояльность студента и обратить внимание на уязвимые места или, наоборот, особенно удачные инструменты и материалы.
Способы принятия обратной связи от учащихся:
- лайки и эмоджи, которыми можно быстро оценить контент;
- анкеты промежуточной и финальной обратной связи, где можно высказаться по конкретному занятию, более детально подвести итоги обучения и поделиться впечатлениями в конце курса. Тут как раз можно измерять оценку удовлетворённости (CSI) и индекс лояльности (NPS), то есть готовность рекомендовать курс;
- контакты ведущих образовательного процесса на видном месте;
- задания на рефлексию во время обучения. Например, попросить учащихся поделиться инсайтом или написать эссе, что часто практикуют в Гарварде.
И не менее важно — научиться принимать и отрабатывать эту обратную связь. Она будет разной, иногда не очень приятной. Иногда объективно будет указывать на ошибки и недоработки методиста или системы сопровождения обучения. Но учащийся должен знать, что оставленный в анкете отзыв прочитан, предложение принято или хотя бы рассмотрено.
Запрещать себе ошибаться
Наш мир постоянно меняется, генерирует новый контент и новые правила в экономике. Поэтому обучение становится непрерывным процессом длиною в жизнь. В такой меняющейся среде нельзя рассчитывать, что курс с первой попытки будет создан идеально и не потребует изменений в ближайшее время.
На курс будут влиять:
- сроки и условия разработки;
- бюджет на создание первого прототипа (MVP);
- возможность или невозможность провести пилотный запуск и отработать ошибки до запуска первого набора учащихся;
- обратная связь от учащихся и подстройка курса под его целевую аудиторию, ведь кастдев не всемогущий и доработки всё равно проявятся;
- ситуация на рынке в выбранной для курса нише, в экономике страны и мира.
Как этого избежать
Осознать, что в разработке курса методисту придётся двигаться последовательными шагами, небольшими итерациями, иногда ошибаться — и постараться не падать при каждой ошибке в обморок.
Это настолько актуальная тема среди специалистов, что недавно после методического кофе-брейка в чате Гильдии методистов EdMarket мы провели мозговой штурм и сформулировали слоганы об отношении к ошибкам, которые могут придать смелости и вдохновить на поиск новых знаний. Вот лишь 10 из них:
- «Тестирование гипотезы» — вместо слова «ошибка».
- Ошибка — показатель наличия высоких стандартов.
- Люби свои ошибки, только они маяки на твоём пути.
- Научись ошибаться, чтобы смело идти вперёд.
- Ошибись сегодня, чтобы не ошибиться завтра.
- Отрицательный результат — тоже результат.
- Не ошибёшься — не углубишь знания.
- Ошибки — путь в глубину познания.
- Ошибайся. Ведь ты этого достоин Полный текст статьи читайте на Нетология