#Эхо76: послевкусие WWDC 2020
Содержание
- Про нежелание подумать
- WWDC 2020
- Крупнейшая игровая студия мира
- Вместо заключения про переименования
Про нежелание подумать
Каждый раз от покупки билетов на сайте РЖД хочется истерично повизгивать от того, что там происходит. Раньше был старый сайт, теперь обновили, но легче не становится. Претензий много. Кажется, что при создании сайта делали по принципу «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Непродуманность поражает во всем. Начиная от того, что бонусная программа «РЖД Бонус» находится на отдельном сайте, не связанном с тем, где покупаешь билет, и требующем отдельной регистрации, и заканчивая покупкой билета.
И, вроде, кажется, что уже привык, а нет. Постоянно удивляют. Понадобилось съездить в Петербург и обратно. В ходе оформления первого билета была предложена опция «туда-обратно», обещающая скидку. Выбрал опцию, выбрал второй билет.
Оказалось, что какие-то условия опции не выполняются, о чем и высветилось уведомление снизу. Бывает. А вот чего быть не должно так это того, что я не смог сменить тариф на обычный. Вариант был только один: заново оформлять все билеты. На этот раз в момент покупки первого билета решил уточнить, как работает опция. Благо есть ссылка для ознакомления с тарифами. Нажимаешь ссылку, открывается новое окно, предлагающее нажать на другую ссылку, тогда загрузится многостраничный документ, из которого ничего непонятно. Такая вот многоступенчатая схема.
При этом происходит переход с новой на старую версию сайта. Есть ли нужная информация на новой версии? Если поискать вручную, то можно найти, и даже в более читаемом виде. И если в описании «туда-обратно» называют тарифом, то можно предположить, что описание находится на вкладке «Акции и Тарифы». Нет. Оно находится в разделе «Правила покупки билетов» под пунктом «Оферта».
Подобное может происходить только по одной причине. Никому не интересно, что там происходит с человеком, зашедшим на сайт РЖД. Одни сделали как бы красиво, другие посмотрели, что типа красиво и, вроде, работает. И все остались друг другом довольны. А вот желания подумать не возникло. Зачем, если в 2019 и 2020 году всё равно дадут субсидии от государства по 22.5 млрд? Да и других ЖД перевозчиков нет.
WWDC 2020
Тактика и стратегия
WWDC 2020 стало, пожалуй, самым интересным за последние 4 года. При этом, если оценивать с формальной точки зрения, то Apple не показала ничего нового: заимствованные функции с Android, «рукомойка» в часах, мифический переход на ARM, который случится непонятно когда.
Однако презентация Apple смогла решить 3 текущие цели:
- компания успокоила инвесторов, и акции продолжают полёт;
- компания ободрила рядовых пользователей, показав новые функции в операционной системе;
- воодушевила гиков, у которых теперь есть возможность покопаться в первом ARM-маке в виде Mac Mini для разработчиков.
Однако важно понимать, что сейчас Apple на самом сложном участке пути. У каждой компании есть свой жизненный цикл. И развитие долгосрочного, устойчивого бизнеса соответствует очень простой логике. Нужно делать что-то или уникально, или лучше других. А ещё нужно отвечать требованиям времени. Например, компания Kodak могла бы сколько угодно делать лучшую и самую инновационную фотопленку в мире. Только кому нужно фотопленка в 2020 году (давайте только, пожалуйста, без занудства, что пленка нужна тем и этим), когда все фотографии в Instagram? Суть в том, что жизненный цикл пленки прошел. Kodak сменила сферу деятельности, и теперь занимается профессиональной печатью, но живёт на грани банкротства.
График эволюции жизненного цикла компании по И. Адизесу (ссылка)
Жизненный цикл iPhone уже перевалил за экватор. Apple это понимает, поэтому занимается сервисами, запускает стриминговые платформы, переводит macOS на ARM. За исключением ARM технологии, которая в будущем может открыть новые горизонты, всё остальное — фишечки iPhone, накачка экосистемы функциями и сервисами в попытках ещё сильнее завязать пользователей — это тактические шаги, которые не решают глобальную стратегическую задачу: как выжить. Apple нужно такое же решение, которое изобрела Microsoft, когда пересела с Office и Windows на облака и Azure. Таким образом Microsoft снова находится на этапе роста и получила право жить.
Мысли про WWDC
Хочу поделиться рядом мыслей. Начнём с новых функций iOS. Они так или иначе копируют Android. Это знаю я, это знаете вы. Больше этого никто не знает. Это не шутка. Например, у меня есть определенный круг друзей и подруг. Это молодые люди до 35 лет из Москвы и Петербурга. Средний доход пусть будет тысяч 150. Сферы деятельности: экономика, финансы, маркетинг. У всех флагманы от Samsung да Apple. Был поклонник OnePlus, но и тот перешел на Samsung полгода назад. Их всех объединяет одно. Они плохо знают свои телефоны, пользуясь по умолчанию теми функциями, что нашли. Они редко обновляют приложения, и ещё реже качают что-то новое. Я их образованием не занимаюсь, потому что для меня они стали своего рода окном в мир рядовых пользователей, для которых смартфон — это не вау-вау-что-там-новенького, а просто устройство, возможно, немножко признак того, что в ты обойме (будет же выделяться, если на совещании все с новыми iPhone, и ты такой старый Xiaomi достал, никто ничего не скажет, но посмотрят с любопытством, такой вот печальный мир).
Говоря про новые функции показанные Apple, можно уверенно утверждать, что каждая найдёт своё применение. Да, на Android больше «фич», и они первые их ввели. Но рынок находится на том этапе, когда рядовой пользователь захлебывается от обилия новых функций. Он банально не может все их держать в голове. Маркетинговая «магия» Apple заключается в том, что она даёт своим клиентам ровно то, что им необходимо. Исследователям или просто любителям «приключений» типа меня этого может показаться мало. Но большинству более, чем достаточно. Apple не просто показывает что-то, она максимально разжевывает информацию, демонстрирует сценарии использования, делая так, чтобы дошло до самых знойных танкистов.
Одна из таких функций — это AppClips. Веб-приложения на Android были давно. Да и на iOS они появились ещё в 2018 году. Однако AppClips предлагает простой и понятный, а главное полезный сценарий использования. Оплатить парковку, сделать заказ в кафе. Приведу простой пример. Заехал недавно в Ашан. Все кассы в очередях. Рядом с кассами стоит реклама с QR-кодом, предлагающая скачать фирменное приложение АШАН, которое можно использовать для самостоятельного сканирования продуктов, а дальше можно пройти без очереди и сразу оплатить в терминале. Какой-то парень так и сделал, чем вдохновил меня последовать его примеру. И вот я скачал 20 Мб приложения, открыл его, а оно предлагает зарегистрироваться — указать почту, телефон, имя, фамилию, получить SMS с подтверждением, после чего ввести данные карты (и не забывайте, что после этого всего ещё надо все продукты отсканировать). Я удалил приложение и просто постоял в очереди. Это подход Android.
Теперь подход Apple. Я сканирую QR-код, запускается AppClips, дальше сканируешь товары (от этого никуда не деться) и всё. Для регистрации и оплаты никаких действий совершать не надо. Эти задачи берет на себя Apple ID и Apple Pay. При этом ещё и на почту рекламный спам приходить не будет.
Можно сколько угодно рассказывать, что на Android давно можно сделать. Важно не место, а реализация. Радует, что производители Android посмотрят на Apple и подтянутся.
Одна из смешных функций — это экологические маршруты передвижения для электрокаров и велосипедов. Многим нужна эта функция? Сомневаюсь. Но идея в том, что есть определенная категория людей, для которых забота об экологии — это осознание, что они совершают правильный поступок. К сожалению, так устроен человек. Алкоголь, сигареты, фастфуд не делают человека плохим, но есть неприятное ощущение, что идешь в разрез с общепринятой моралью. И сейчас мораль в том, что планету надо спасать. Большинство тех, кто может позволить себе электрокар, это состоятельные люди. Велика вероятность, что они возьмут iPhone, как продукт, который с ними на одной волне. К таким же функциям относится и «рукомойка» на часах. Такие вот маленькие жесты, показывающие, что Apple не всё равно.
Для меня самым интересным моментом была презентация macOS на ARM. Мы все помним, как Джобс показывал первый iPhone, имея в наличии пяток аппаратов, запуская на каждом строго определенные комбинации софта, чтоб телефон не завис.
За время презентации нам ни разу не показали мак или MacBook на ARM. Но зато пообещали, что уже на этой неделе разработчики начнут получать Mac Mini на ARM. И узнаем больше про производительность. Пока что Apple убедить не смогла. Да и показ, что ARM тянет игру «Shadow of the Tomb Raider», требующую видеокарту Nvidia GTX 660 (2012 года), тоже так себе показатель.
Откровенно говоря, эта часть презентации меня слегка огорчила. Казалось, что Apple представит уже готовое решение, а компания не назвала даже примерные даты выхода моделей. Таким образом Apple наравне с Microsoft, которая уже пару лет работает с Qualcomm, и в продаже имеется Surface Pro X, использующий ARM-чипсет SQ1. И всё же воздержимся от суждений и подождём, когда железо будет на руках у разработчиков.
Крупнейшая игровая студия мира
Анонс PlayStation 5 и новой Last of Us привёл к беседе про игровые студии и разработку игр. Как выяснилось, у многих до сих пор розовые очки. Думают, что крупнейшая игровая студия это Sony, Microsoft или Nintendo, считают, что Epic Games — это студия из США. Полагаю, у нас читатели более знающие, но для тех, кто не интересовался, хочу поделиться секретом.
Даже если не играете, то скорее всего вы слышали про такие игры, как Fortnite, Call of Duty, League of Legend, PUBG, World of Warcraft. Все эти игры и создавшие их студии, объединяет то, что китайский гигант Tencent имеет в них долю. В Riot Games и League of Legend — это 100% доля, в Epic Games — 40%, PUBG и студии Bluehole — около 12%.
Для рядовых пользователей Tencent по-прежнему не самое известное имя в индустрии. Те, кто регулярно бывает в Китае, знают Tencent как местного интернет-гиганта, мессенджеры WeChat и QQ которого используют практически все китайцы. Но, по факту, Tencent гораздо больше, чем просто мессенджеры, хоть и значительно обросшие инфраструктурой из платежей и магазинов. Компания, кажется, занимается всем, чем только можно. Например, многие голливудские фильмы выходят на инвестиции Tencent. У меня, к слову, сложилось впечатление, что любая картина, спродюсированная на китайские деньги попутно делается так, чтобы соответствовать вкусам китайцев. Соответственно, последние «Люди в чёрном» и «Терминатор» (кстати, да, это тоже Tencent), несмотря на звезд первой величины, не вызывают оптимизма.
Но сам подход Tencent что к играм, что к фильмам одинаковый. Да и в целом отражает стиль китайских компаний. Большинство текущих крупнейших брендов потратили годы, чтобы создать или игровые серии, или телефоны, или другую технику и утвердиться в сознании покупателей в качестве гарантов качества. У Китая нет подобных навыков. Там стараются, но, к сожалению, пока что успешные сценарии можно пересчитать по пальцам.
Однако Tencent подходит к делу гораздо деликатнее. Вместо того, чтобы покупать целиком и устанавливать свои порядки, компания выкупает доли всюду, куда может дотянуться, достигая максимальной диверсификации. Это отлично иллюстрирует то, что Tencent участвует в разработке и PUBG, и Fortnite. Здесь прослеживается схожий подход, что у Huawei и Xiaomi. Компании создают множество аппаратов, чтобы заполонить полки, руководствуясь логикой, что какой-нибудь да выстрелит. Tencent делает также. Компания покупает или делает заказы на несколько схожих игр (речь, что про PC, что про мобильные игры).
Например, возьмём смартфоны. Есть игра Clash of Clans. Это самая популярная игра жанра «строим королевство, защищаем его от других». Если открыть рейтинг игр подобного типа с сайта gameloop, то на втором месте будет Boom Beach, ещё в списке есть Castle Clash. Эти игры, как и сам сайт также принадлежат Tencent.
Почему игровые, кино и музыкальные студии сотрудничают с Tencent? Во-первых, это деньги. Во-вторых, Tencent — это самый простой способ доставить свою продукцию на рынок Китая, являющийся крупнейшим после США.
Вместо заключения про переименования
За последние пару недель на волне политкорректности произошла череда переименований. Большие корпорации начали осознавать, что социальные сети хоть и похожи на хаос-машины, но молнии из них бьют в строго определенном направлении. Соответственно, вместо того чтобы ждать разряда лучше спилить шпиль. Так ещё и пару очков к имиджу можно выиграть. Сначала PepsiCo и Mars решили обновить свои давние бренды «Aunt Jemima» (линейка товаров для выпечки и завтраков) и «Uncle Ben«s» (обеденные блюда и заправки к ним).
Дело в том, что и там, и там изображены темнокожие люди, одежда которых чётко ассоциируется с внешним видом прислуги стародавних времён. По сути, это действительно весьма стереотипное изображение, которое может вызывать неприятные ассоциации. Почему на них не обращали внимание раньше? Мне кажется, что все так к ним привыкли, что внимание просто размылось. Например, линейка «Aunt Jemima» был создана более 130 лет назад.
Пока что речь идёт про логотипы, но скорее всего будут аккуратно менять и названия. Uncle и Aunt (Дядюшка и Тетушка) — это также стереотипные обращения. Думаю, имена оставят, а вот слова «uncle», «aunt» будут писать всё меньшим шрифтов, пока о них и вовсе не забудут. Кстати, родственник женщины, чьё изображение использовали для логотипа «Aunt Jemima» выступили с просьбой ничего не менять. Так как это предмет семейной гордости.
Следом под нож отправилось название «Eskimo Pie», потому что сами эскимосы называют себя «инуиты», а «эскимос» — это дословно «тот, кто ест сырую рыбу», и так инуитов называли группы племён, живших по соседству. И самим инуитам данное слово кажется оскорбительным, поэтому, например, в Канаде его не используют.
Но решил я затронуть эту тему, так как на прошлой неделе проходило мероприятие Cisco Live, на котором обсуждали ещё и терминологию. Как-то так повелось, что есть «master» / «slave» концепт, то есть одно устройство главное, отдаёт команды. Это мастер (master). Второе устройство подчиняется. Это раб (slave). Также под вопрос попали слова Blacklist и Whitelist, то есть белый список (кто допущен), и чёрный список (кто не допущен).
Почему так повелось? Видел одно из объяснений, что если и использовать в технике метафоры, то они должны быть максимально прямолинейными, чтобы ни у кого не возникало недопониманий. И эти термины, если верить исследованиям, действительно уходят корнями в ту эпоху, когда белый цвет кожи служил пропуском в те или иные места.
У нас подобных исторических ассоциаций нет. Максимум слэнговое «папа-мама» относительно разъёмов можем поменять. Ибо это раньше только так подходило, а теперь и ПП, и ММ, и различные комбинации могут быть.
Компании потихоньку меняют лексику. Кто-то привлекает к этому внимание, а, например, разработчики Python ещё пару лет назад незаметно убрали master/slave из документов.
С одной стороны, кажется, что вся эта политкорректная повестка и смена названий курам на смех. Но с другой, именно так и надо делать. Кажется, что мы сейчас живем в очень продвинутом обществе. Но ещё 80 лет назад жгли и расстреливали евреев, 50 лет назад существовало такая глупость как сегрегация, когда цвет кожи определял твоё место. В России уголовное наказание за гомосексуализм отменили только в 1993 году. А ещё в начале нулевых можно было отхватить за то, что не так одет. К слову, этим правом я как-то воспользовался, когда, возвращаясь из школы, пошел не тем маршрутом, и ширина моих простых чёрных джинсов группе местных дворовых экспертов моды показалась чуть шире установленного ординара. Суть везде одна: нетерпимость. К сожалению, человечество в большинстве своём аморфно и любые перемены, исходя из исторической памяти, воспринимает как угрозу жизни, поэтому всё привычное — это «своё», а всё новое — это «чужое», то есть или надо сделать своим, или уничтожить. И чтобы побороть подобное приходится действовать такими вот нелепыми способами, которые, если вдуматься, не глупее, чем избить человека за одежду, ориентацию или расовую принадлежность, или сжечь 5G вышку и обвинить Билла Гейтса в том, что он чипирует людей.
К содержанию >>>
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review