«Таксисты должны быть рады снижению тарифов» — Представители индустрии об изменении тарифов «Яндекс.Такси»
19 сентября компания «Яндекс.Такси» сократила количество тарифов и снизила стоимость минимальной поездки. Нововведения спровоцировали протесты таксистов и дискуссии в социальных сетях. Владельцы таксопарков считают, что из-за снижения стоимости подачи машины услуги таксистов станут доступнее для клиентов, и водители смогут зарабатывать больше. Представители общественных организаций думают иначе и говорят о монополизации рынка. Редакция vc.ru изучила мнения представителей отрасли.
Раньше сервис предлагал пользователю пять тарифов — «Комфорт», «Комфорт+» и «Минивэн» «Бизнес» и «Эконом». В апреле 2016 года компания анонсировала появление шестого — «Экспресс». В «Экономе» пассажир платил 199 рублей за первые 10 минут поездки и далее по 15 рублей за каждую последующую минуту. В «Экспрессе» минимальная стоимость заказа опустилась до 99 рублей за первые пять километров, а стоимость последующих минут — до девяти рублей.
19 сентября «Яндекс.Такси» решил отменить введенный ранее тариф «Экспресс» и перенести его условия на тариф «Эконом». Кроме того, для пассажиров на 100 рублей уменьшилась и сумма минимальной поездки поездки по всем остальным тарифам: теперь минимальная цена поездки в классах «Комфорт», «Комфорт+» и «Минивэн» составляет 199 рублей, а в классе «Бизнес» — 299 рублей.
Нововведения вызвали недовольство таксистов. 20 сентября несколько человек попытались провести акцию протеста у офиса «Яндекса» и перекрыть движение по улице Тимура Фрунзе, но полиция пресекла акцию.
21 сентября таксисты распространили в соцсетях письмо и призвали столичных таксистов бойкотировать «Яндекс.Такси» с 23 по 26 сентября. Кроме того, они снова попытались устроить собрание напротив офиса компании. Для этого они использовали машины, чтобы имитировать ДТП. Прибывшие сотрудники полиции забрали в отделение нескольких демонстрантов. По словам участников протеста, они будут проводить акции до тех пор, пока представителя «Яндекс.Такси» не повысят стоимость минимальной поездки.
Редакция vc.ru пообщалась с таксистами, представителями общественных организаций и руководителями таксопарков и узнала их мнения о ситуации.
Элина Ставискаяпредставитель «Яндекс.Такси»Изменения были тщательно подготовлены, просчитаны и протестированы с точки зрения интересов как пользователей, так и водителей. В частности, в течение предыдущих пяти месяцев в «Яндекс.Такси» в Москве работал тариф «Экспресс» с теми же условиями, что сейчас в новом «Экономе». За эти пять месяцев в системе в полтора раза увеличилось число коротких поездок длительностью до пяти минут, а также в полтора раза увеличилось число заказов на каждого водителя. Это значит, что водители успевали за смену сделать больше заказов, то есть их доход не уменьшился, а у некоторых даже увеличился.
Кроме того, прежде чем изменить тарифы, мы обсуждали новые условия с партнерскими таксопарками, а также с некоторыми водителями. Было много вопросов и обсуждений, и в итоге новые условия всех удовлетворили. Всех остальных водителей мы тоже предупредили о смене тарифов заранее.
Что касается сообщений о забастовках — это обычная реакция на любые изменения, независимо от того, плохие они или хорошие. За почти пять лет работы «Яндекс.Такси» в прессе не раз появлялись сообщения о планируемых забастовках водителей, инициированные отдельными активистами. Однако еще ни одна из этих забастовок в реальности не состоялась. Последний случай на прошлой неделе не стал исключением. Сервис работал, работает и будет работать в обычном режиме.
Андрей АзаровОснователь FixTaxiТаксисты должны быть рады снижению тарифов. Как бы это абсурдно не звучало, но это так. Самое важное, что они забыли или упустили, так это то, что рынок такси стал высоконкурентным. Здесь участвует огромное число и продавцов, и покупателей, точно так же как, на рынке нефти или овощей.
Буквально два года нам говорили, что цена на нефть не упадет, что себестоимость добычи выше цены продаж, что сейчас все разорятся, но ничего так и не произошло: за два года цена снижалась на 40–70% и никто не угрожал перекрыть трубу пока не начнут покупать по той же самой цене.
Высокая цена на нефть, как и на услуги такси, губительна для дальнейшего развития, но все хотят урвать как можно больше сейчас не думая о том, что будет завтра. Если цены вырастут в два раза за точно такие же поездки, то:
— Таксисты радуются, гудят, танцуют и поют песни. Потребители удивлены. Каршеринговые компании делают заказы на тысячи автомобилей с огромными скидками на упавшем рынке.
— После двух-трех поездок половина активных потребителей решает ездить на метро или брать каршеринг. Таксисты пока что довольны. Работать надо меньше, а денег столько же.
— Проходит еще немного времени и пассажиры понимают, что выгоднее купить автомобиль или активнее пользоваться каршерингом.
— Водители резко ощущают нехватку клиентов, 10 тысяч человек просто теряют возможность заработка, так как на одного пассажира будет приходиться пять-шесть водителей. Компании, взявшие машины в лизинг, разорятся и возвращают автомобили.
— Каршеринговые компании занимают всю большую долю рынка перевозок, а такси продолжает падать.
— Занавес.
Сергей КлованичтаксистЧтобы заработать, мне нужно отдать две тысячи рублей за аренду автомобиля (Ford Focus), тысячу рублей — в качестве комиссии агрегаторам, чтобы заработать, я сотрудничаю с несколькими компаниями, с Uber, Gett и «Яндекс.Такси». Кроме того я плачу тысячу рублей за бензин — в день я наматываю не меньше 270 километров.
То есть в день мне нужно отдать четыре тысячи рублей, не считая мойку автомобиля и налоги, которые я плачу как ИП. Чтобы что-то заработать, мне нужно было работать больше 14 часов в день. Все зависит от того, какие заказы приходят, и есть ли в городе пробки.
В «Яндекс.Такси» мне было выгодно работать по тарифу «Эконом». В первые 25 минут зарабатывал 425 рублей. Сейчас посадка — 99 рублей. Пассажиров стало больше, но из-за того, что цены упали мне пришлось бы чуть ли не сутки работать. Сейчас очень тяжело стало, я почти не работаю с этим агрегатором.
C плавающими коэффициентами тоже не все так просто. Нам это выгодно, но «Яндекс.Такси» не информирует пассажиров должным образом о том, какой сейчас действует коэффициент и почему. Они нажимают на кнопку, соглашаются на поездку, а потом, когда в конце обнаруживают, что она стоит не 500 рублей, как раньше, а 700 — устраивают нам скандалы. В час-пик повышающий коэффициент почти в два раза выше нормального тарифа. Зачем делать волну недовольства у людей?
Когда клиент рассчитывается, он все претензии мне высказывает, а не «Яндексу». Но от заказов с обычными коэффициентами мы отказываемся — так не выгодно ездить. Мы берем повышенные. Сейчас будем общаться с представителями власти, чтобы они навели порядок.
Станислав Швагеруспредседатель общественного движения TAXI-2018В Москве 85% рынка принадлежит трем агрегаторам — «Яндекс.Такси», Uber и Gett, которые работают по своим самостоятельно установленным правилам. Они себя выводят из общей системы такси. И в данном случае их себестоимость обработки одного заказа не превышает одного рубля. Соответственно, здесь есть очень большой запас для демпинга, которым они между собой занимаются. Снижает один агрегатор свои тарифы, понижает другой, а за ним — и третий. Это следствие конкуренции между ними.
Снижение тарифа не означает, что водители выиграют от возросшего количества заказов. На «Яндекс.Такси» еще даже до понижения тарифа водители работали в убыток — он был ниже их расходов. Сервис работал только за счет постоянной текучки кадров и большого количества желающих работать: идет постоянный круговорот водителей, большинство из которых не задерживаются больше месяца, двух. Для того, чтобы что-то заработать по тем тарифам, что сейчас есть у «Яндекс.Такси», им нужно работать по 18–20 часов в день. И в данном случае агрегаторам на это наплевать. У них есть постоянно обновляющийся рынок водителей — не все же умеют считать.
Водители не работали, если бы у «Яндекса» не было системы бонусов: при совершении 20–30 заказов компания им доплачивает. Если в итоге водитель добросовестно работает, сумма получается нормальная, на которую можно жить. У других таксопарков с собственными диспетчерскими службами нет таких возможностей по привлечению клиентов, как у корпораций, они не могут доплачивать за заказы и возят по более высоким тарифам.
Из-за низких тарифов водители будут экономить на безопасности. Во вторую очередь — на классе автомобиля. Происходит падение качества подвижного состава, водителей. Агрегаторы со снижением цен вышибли средства, которые шли на обновление подвижного состава. Почему на метро и городской транспорт не опускаются тарифы? Потому что топливо дорожает, обслуживание дорожает, транспортные средства не дешевеют. Так и тут — не получается, чтобы из нуля получилось что-то.
У нас органы власти имеют все полномочия по регулированию этого вида отношений — между агрегаторами и водителями. Они могут принять стандарты вазимодействия. Например, обязать агрегаторов привести внутренние регламенты в соответствие с российским законодательством. Во-вторых Федеральная Антимонопольная служба должна запретить им назначать бонусы и доплаты, потому что они не облагаются никакими налогами. Кроме того, ввести сбор на развитие инфраструктуры города за каждый вызов, совершенный с помощью агрегатора.
Популярный блогер Илья Варламов прокомментировал ситуацию с забастовками водителей на своем сайте. Он удивился, что общество в этом споре поддержало таксистов. По его мнению, водителям нужно лучше работать и получать чаевые, которые компенсируют разницу в изменении минимальной стоимости посадки.
Я люблю хорошо платить за хорошую работу. Мне приятно поддержать хорошего человека рублем, а ****** (плохого человека — прим. ред.) рублем наказать. Но когда какие-то непонятные чуваки выходят и требуют, чтобы я им платил какой-то минимум только потому, что им трудно, у меня возникает вопрос: «А кому сейчас легко?».
— Илья Варламов
Кроме того, он отметил изменения, которые претерпела отрасль пассажирских перевозок с приходом агрегаторов — сервисов Uber, Gett и «Яндекс.Такси».
Я помню водителей, которые на гнилых прокуренных машинах просили по 500 рублей за короткую поездку, за которую я сейчас плачу 200. Я помню, как никто не хотел везти меня из аэропорта пять лет назад за 1500 рублей, хотели минимум 2000! А сейчас я плачу 1000. И именно агрегаторы навели хоть какой-то порядок. Они сделали адекватные цены, они сделали удобным заказ машин и оплату поездки.
— Илья Варламов
© vc.ru