Незамеченная революция: как беспилотные технологии становятся обязательным требованием для новых машин
Обозреватель vc.ru о том, как стандарты транспортной безопасности помогают развитию автопилотов.
С 2018 года все продаваемые в Европе новые грузовики массой свыше 7,5 тонн (HGV, Heavy Goods Vehicle) должны быть оснащены автопилотом первого уровня согласно классификации SAE.
Дорожная карта, в которой описываются меры по внедрению в грузовиках систем активной помощи водителю (ADAS — Advanced driver assistance systems), была принята еще в 2009 году. Практические шаги осуществлялись поэтапно с 2013 года. В 2018 году они приведут к тому, что все новые тяжелые грузовики, продаваемые в Евросоюзе, получат систему удержания полосы движения (LDWS — lane departure warning system) и автоматическую систему экстренного торможения (autonomous emergency braking system, AEBS) в базовой комплектации.
Наличие таких систем (равно как адаптивного круиз-контроля или ассистента парковки) соответствует определению автономности первого уровня. И какие-то результаты уже есть — например, DW сообщает, что именно система автоматического торможения остановила грузовик Scania R450 во время берлинского теракта в декабре 2016 года, иначе жертв могло быть больше.
Для легковых автомобилей оснащение упомянутыми ADAS еще не стало обязательным. Зато используется рекомендательная мера. Например, результат испытаний ADAS отдельно учитывается в рейтинге Европейской программы оценки новых автомобилей EuroNCAP — одним из наиболее авторитетных источников информации о безопасности автомобилей. С 2016 года электронные помощники испытываются по самостоятельной программе, а упоминаются в результатах общего тестирования с 2009 года.
Рейтинг EuroNCAP определяется по результатам краш-теста, то есть контролируемой аварии тестового автомобиля.
По специальной методике эксперты оценивают пассивную безопасность автомобиля — его способность защитить пассажиров во время аварии. Теперь учитывается и активная — то есть способность автомобиля самостоятельно предотвратить аварию.
Шкала оценки в процентах, но для наглядности итоговый рейтинг приводится к системе звездочек, максимальное количество которых равно пяти. Типичный отчет об испытании кроме подробных расшифровок содержит видео краш-теста.
За 30 лет рейтинги EuroNCAP получили практически все автомобили, но напрямую сопоставить результаты не получится: рейтинги разных лет проводятся по разным правилам. Последнее крупное изменение произошло в 2016 году и касалось в том числе методики учета систем активной помощи. Таким образом, сегодняшние тесты EuroNCAP — прообраз сертификации автопилотов в будущем.
Рейтинг считается для автомобиля в базовой комплектации, где активная электроника вообще может отсутствовать. Если системы активной помощи предлагаются в составе пакета, может быть протестирован еще один автомобиль, оснащенный таким пакетом. Основных теста два.
AEB interurban
Система автоматического торможения на «междугородних» (interurban) скоростях предназначена для снижения числа попутных столкновений и уменьшения тяжести их последствий.
В рамках теста отрабатываются три сценария:
- Приближение к неподвижному автомобилю (интервал скоростей 30–80 км/ч).
- Приближение к автомобилю, который двигается на более низкой скорости (интервал скоростей 30–80 км/ч).
- Резкое торможение идущего впереди автомобиля (скорость 50 км/ч, тестируется плавное и резкое торможение).
Хорошую оценку получает автомобиль, который избежал столкновения во всех случаях — или по крайней мере существенно снизил скорость, тем самым снизив тяжесть аварии.
Lane Support
Система предупреждает о непреднамеренной (без включенного поворотника) смене полосы движения и удерживает автомобиль в ее рамках. Стандартные тесты контролируют близость к разметке в момент предупреждения. Дополнительные баллы присуждаются автомобилям с системой мониторинга слепых зон (blind spot monitoring, BSM).
Судя по последним рейтингам, у лидеров беспилотных программ (Audi, Toyota, Volvo) и серийные автомобили получают высокие оценки.
Все упомянутые меры — часть последовательной и действенной политики Европы по наделению автомобилей системами безопасности. С 2001 года количество смертей на дорогах уже упало более чем вдвое.
Чтобы оценить системность подхода, можно ознакомиться с 470-страничным отчетом о будущем систем автомобильной безопасности в Европе, по крайней мере с табличкой на 38–40 страницах. Обратите внимание на второй столбец оценки технологий — это CBA, cost-benefit analysis, оценка окупаемости. Технологии, чей экономический эффект не доказан, откладывают до лучших времен.
Что уже было сделано:
- ABS — антиблокировочная система тормозов, обязательна с 2004 года.
- ESP — система поддержания курсовой устойчивости, обязательна с ноября 2014 года для легковых автомобилей и с 2015 года — для грузовиков. В США ESP обязательна с 2011 года.
- ABS для мотоциклов обязательна с 2016 года.
- eCall — система экстренного реагирования при аварии, обязательна с апреля 2018 года.
Последнее — тот случай, когда Россия на деле оказалась впереди Европы. Отечественная «ЭРА-ГЛОНАСС» запущена на несколько лет раньше и полностью совместима с eCall. Несмотря на проблемный запуск, это хороший пример гармонизации российского и европейского регламентов.
© vc.ru