"На телеком-рынке произойдет некая стабилизация конкурентной ситуации"

Олег Попов, компания Северо-Западный Телеком"Северо-Западный Телеком" и Intel подвели этим летом первые итоги совместной деятельности. В интервью каналу @ASTERA Олег Попов, коммерческий директор компании СЗТ, рассказал об истории развития партнерских отношений, достигнутых результатах, а также о текущем состоянии российского телекоммуникационного рынка и перспективах его развития.

- Этим летом "Северо-Западный Телеком" и Intel подвели первые итоги совместной деятельности. Расскажите, с какой целью ваша компания заключала в свое время соглашение о сотрудничестве с Intel? Добились ли вы желаемых результатов? К чему нужно еще стремиться?

- В октябре 2008 года наша компания совместно с корпорацией Intel запустила первую совместную программу "Авангард+ПК". Уникальность этой программы заключалась в том, что впервые в России оператор связи стал каналом продаж компьютеров, а абоненты получили возможность приобрести не только услугу доступа в интернет, но и все необходимое для ее получения.

С помощью данного проекта мы стремились повысить ценность нашего продуктового предложения, привнести новые качества продукту - теперь при подключении пользователь получает весь комплект оборудования, необходимый для пользования услугой.

Подводя промежуточные итоги нашего сотрудничества с Intel, могу сообщить, что на сегодняшний день программа "Авангард+ПК" успешно работает на территории всех регионов Северо-Западного федерального округа. Здесь также важно отметить и то, что в рамках данного проекта мы делаем предложение не только активным интернет-пользователям, но и тем, кто не имеет возможности единовременно тратить средства на приобретение компьютера и оплачивать услуги доступа в интернет.

- Что вы можете сказать о компании Intel как о деловом партнере? В чем преимущество продукции Intel перед конкурентами?

- Про компанию Intel могу сказать, что это маститый партнер, который обладает и компетенцией, и большими возможностями. В нашем совместном проекте Intel стала неким связующим звеном с производителями компьютеров, и мы, в свою очередь, получили возможность общаться с дистрибьюторами. Также хочу отметить, что Intel - это активный партнер, умеющий очень точно выбирать ключевую аудиторию, на которую стоит направить свой взгляд. Нашей следующей инициативой в рамках совместного проекта стало предложение пакета услуг: компьютер с доступом в интернет для учителей Санкт-Петербурга. Я надеюсь, что этот проект также будет успешным и впоследствии наш опыт будет применен другими межрегиональными компаниями связи.

- Расскажите, как изменился телекоммуникационный рынок в России за последние полгода? Произошли ли глобальные изменения в спросе? Появились ли какие-то новые тенденции развития?

- Я могу отметить две основные тенденции: во-первых - значительный спад в динамике развития сотовых операторов. Если раньше сотовый рынок, по крайней мере, в нашем федеральном округе, значительно опережал рынок фиксированной связи, то теперь, впервые за многие годы, сложилась ситуация, когда мы стали догонять их по темпам роста. Во-вторых, стабильно высокий спрос на услуги ШПД, этот вид услуг остается драйвером для нашего бизнеса, и, как показывают последние данные, по объемам новых подключений наша компания опережает основных конкурентов.

- Какие наиболее значимые для "Северо-Западного Телекома " события произошли в начале 2009 года? Какие направления деятельности компании в этот период развивались наиболее динамично?

- Самым значимым для нас событием за этот период, безусловно, является запуск в коммерческую эксплуатацию услуг Triple Play. Хочу подчеркнуть, что в отличие от многих операторов все услуги (интернет, телефония и IPTV) у нас предоставляются в коммерческую эксплуатацию. Сначала услуги были запущены по технологии DSL, затем - по технологии PON. В настоящий момент мы уверенно близимся к отметке в 10 тыс. абонентов, подключенных по технологии PON, из них более половины пользуются пакетом из 2 или 3 услуг.

Вторым значимым для нас событием можно считать продолжение региональной экспансии, реализовать которую мы смогли, в первую очередь, благодаря разветвленной сетевой инфраструктуре, которая является нашим сильным конкурентным преимуществом. Мы консолидируем лучший опыт и передаем его в регионы. Так было с ШПД - "Авангард" в 2006 году делал первые шаги в Санкт-Петербурге, а уже в 2007-м стал доступен на всей территории СФЗО. IPTV из Северной столицы шагнуло в Новгородскую область, затем в Калининград. Новую технологию PON мы также в этом году реализуем в Калининградском филиале.

- Внес ли кризис какие-либо коррективы в деятельность вашей компании? Ощутили ли вы изменения потребительских предпочтений в связи с этим?

- Безусловно, кризис не мог не повлиять на снижение спроса на услуги у наших заказчиков. Прежде всего, изменения наблюдаются в корпоративном сегменте. Компании стали оптимизировать расходы, некоторые из наших корпоративных заказчиков и вовсе прекратили свое существование. Все это отразилось на объемах потребления услуг связи. Но в данном случае нашим преимуществом является то, что корпоративный сегмент для нас исторически являлся "вторым", а население, наш "первый" сегмент, более инертно реагирует на кризис. В массовом сегменте наши услуги остаются востребованными, и мы продолжаем расширять абонентскую базу. В то же время, стоит заметить некоторое снижение общего объема голосового трафика. Это связано с тем, что происходит незначительная миграция "голоса" в сотовую связь, повышается использование сети для передачи данных - все больше людей предпочитают электронные средства общения телефонному звонку. Это мы отчетливо видим в стремительном росте интернет-трафика, например, за последний год внешний интернет-трафик вырос в 3,5 раза.

Хочу отметить, что наименьшее влияние кризис оказал на потребление наших услуг сегментом VIP-клиентов. В эту категорию на сегодняшний день попадают более 600 корпоративных клиентов, покупающих у нас услуги на сумму более 1 млн руб. В месяц VIP-сегмент приносит нам около 10% выручки, что составляет примерно 2,5 млрд руб. в год.

- Как изменился объем бизнеса вашей компании в первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года?

- По официальным данным, за первое полугодие этого года динамика нашей выручки по отношению к аналогичному периоду 2008 года составила около 6%. Несмотря на уменьшение заказов со стороны корпоративного сегмента и снижение объема трафика, услуги ШПД продолжают приносить нам достаточно неплохие доходы.

- Какое прогнозируется изменение объема бизнеса вашей компании во втором полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года?

- Безусловно, ряд факторов, о которых я уже говорил, будет сдерживать развитие нашего бизнеса. Тем не менее, мы планируем оставаться в рамках плана, утвержденного Советом директоров ОАО "СЗТ". К тому же, большие надежды мы связываем с PON. Мы надеемся, что наши клиенты поймут значимость этой услуги, и мы сможем увеличить свои продажи. Раньше клиенты с трудом воспринимали сотовую связь и интернет, однако теперь не представляют свою жизнь без этих услуг. Уже сегодня увеличение продаж услуг на базе PON свидетельствует о том, что клиенты оценили преимущества этой технологии. Стремительный рост заявок на подключение услуг по этой новой технологии привел к тому, что мы привлекаем агентов для удовлетворения этого спроса, значительно превышающего наши ожидания.

- Какие вы видите перспективы развития российского телекоммуникационного бизнеса на ближайшее время?

- Перспективы я вижу в некой синергии фиксированных и мобильных сетей. Тот, кто не сможет предложить комплексное предложение по телекоммуникационным услугам на базе комбинации фиксированной и мобильной связи, будет проигрывать. Уже сегодня мы наблюдаем постоянно растущий спрос на пакетные услуги.

- Что вы ждете от 2009 года?

- Мы предполагаем, что на телеком-рынке произойдет некая стабилизация конкурентной ситуации. Уже сейчас на высококонкурентном рынке ШПД выделились основные игроки, которые определяют правила игры. Очевидно, что в конкурентной борьбе выживут крупные компании, которые имеют возможность инвестировать в развитие услуг и инфраструктуры, обеспечивающей качество оказания услуг и сервиса. Можно ожидать, что на рынке произойдут слияния мелких компаний и поглощения их крупными игроками.

Что касается наших планов, это дальнейшее развитие высокотехнологичных услуг и инвестиции в сервис - развитие проекта по строительству call-центра, развитие веб-технологий обслуживания абонентов.

©  @Astera