Грунт и асфальт
Обсудить 0
Правда, тогда об этом никто не знал, потому что 24-летний Ричард Бернс, показавший третий результат, был в самом начале спортивной карьеры и чемпионский титул ждал его лишь в следующем десятилетии. Зато второе место занял человек, чье имя гремело и тогда, и теперь, — это живая легенда раллийных гонок Карлос Сайнс, который уже к тому моменту был обладателем двух чемпионских кубков WRC. На первой ступени пьедестала стоял не менее легендарный Колин Макрей. А поскольку это ралли было последним в сезоне 1995 года, тут же стали известны победители. Команда Subaru с большим отрывом от конкурентов завоевала Кубок конструкторов, 27-летний Макрей стал самым молодым чемпионом за всю историю раллийных гонок, второе место в личном зачете досталось Сайнсу, а на третьем оказался шведский пилот Кеннет Эриксон, который вообще-то шел пятым в турнирной таблице, но из-за дисквалификации команды Toyota получил бронзу. Ричарду Бернсу по результатам чемпионата досталась только восьмая строка турнирной таблицы, но у нас еще будет повод вспомнить это имя.
Ричард Бернс за рулем Subaru
Однако сейчас стоит перенестись еще на пять лет назад, в 1990 год, на финиш ралли Сафари, где кенийский пилот Патрик Ньюри показал восьмой результат в общем зачете за рулем Subaru Legacy. Это непримечательное, на первый взгляд, событие при ближайшем рассмотрении оказывается ярким и даже символичным. Ведь его машина была подготовлена по регламенту группы N, то есть мало чем отличалась от обычной дорожной версии. В тот день Subaru Legacy стала первой машиной группы N, которой когда-либо удавалось проехать тяжелейшее ралли Сафари. В следующем году Ньюри стал лучшим среди пяти добравшихся до финиша экипажей, а в 1992-м он выиграл ралли Сафари в третий раз. И все это за рулем Legacy.
Однако в середине 90-х все внимание болельщиков было приковано к высшему эшелону раллийных гонок, группе А. Здесь Subaru World Rally Team стала первой японской командой, которая выиграла Кубок конструкторов три раза подряд — в 1995, 1996 и 1997 годах. Естественно, эти победы пришли не вдруг. Первой успешной машиной была Legacy RS, на которой Колин Макрей дважды становился чемпионом Великобритании. В WRC она появлялась с 1990 по 1993 год и, что называется, ушла красиво: последний боевой выезд на ралли Новой Зеландии закончился победой. Причем это была первая победа на этапе чемпионата мира как для команды Subaru, так и для сидевшего в пилотском кресле Колина Макрея.
Уже на следующей гонке команда показала новую машину, которой суждено было стать настоящей раллийной легендой. Речь, конечно же, о Subaru Impreza, которая была впервые представлена публике в 1992 году, а уже в следующем была готова ее раллийная версия. Традиционный для Subaru оппозитный двигатель объемом два литра снабдили турбокомпрессором IHI, интеркулером и многоточечным впрыском Bosch. Он развивал положенные регламентом 300 лошадиных сил и работал в паре с шестиступенчатой коробкой передач. А вот тут интересно: Subaru первыми в раллийном мире начали применять полуавтоматические коробки, которые с 1989 года появились в болидах «Формулы-1». Они позволяют менять передачи не рычагом, а подрулевыми переключателями. Благодаря чему пилот не отрывает руки от руля, а сама смена передачи занимает намного меньше времени. На практике это означает невиданную прежде свободу действий и возможность полностью сконцентрироваться на дороге. Другая особенность — активная система полного привода: распределением мощности между осями посредством гидропривода управляла электроника. Причем алгоритм ее работы гонщик мог выбирать сам, прямо из пилотского кресла. Хотя электронно-управляемые дифференциалы не были новинкой в мире ралли, первой довести их до совершенства сумела именно команда Subaru. Лучшим тому доказательством стали те три года, на протяжении которых Subaru World Rally Team оставалась непревзойденной раллийной командой мира.
Subaru World Rally Team
В течение следующих трех лет команда продолжала отлично выступать, но титулы обходили ее стороной. Вернуть команде чемпионство в 2001 году сумел тот самый Ричард Бернс, который финишировал третьим в финальном этапе 1995 года. За это время многое изменилось. Бывшие товарищи по команде, Колин Макрей и Карл Сайнс, теперь выступали за Ford и остались позади. Особенно обидно было Макрею, отставшему всего на два очка. Автомобиль, который принес Бернсу победу, назывался Subaru Impreza GDA WRC2001 и отличался от его первой Subaru и внешне, и, конечно же, конструктивно. В частности, электроника управляла уже всеми тремя дифференциалами в полноприводной трансмиссии. Следующим чемпионом, выступавшим на Subaru, в 2003 году стал Петтер Солберг. А спустя пять лет, к великому разочарованию поклонников, японская компания заявила, что покидает чемпионат мира. Однако история на этом не закончилась.
Помните победу Патрика Ньюри в ралли Сафари на почти стандартной Subaru Legacy? С начала 90-х годов в ассортименте компании появилось кое-что получше. Разумеется, речь про Subaru Impreza WRX STI — практически готовый к гонкам раллийный болид, который можно купить в обычном автосалоне.
Разумеется, подготовка нужна любой серийной машине, но если речь о ралли, то единственной альтернативой Subaru многие годы оставалась одна-единственная машина — Mitsubishi Lancer Evolution. Между ними-то и разгорались баталии в классе серийных автомобилей. В мировом чемпионате PWRC, который проводился с 2002 по 2012 год, все чемпионские титулы выигрывались на одной из этих моделей, причем чаще победителями оказывались пилоты Subaru. Одним из них в 2006 году стал известный сегодня катарский гонщик, двукратный победитель ралли-марафона «Дакар», Нассер Аль-Аттия. А уж число побед, одержанных за рулем Impreza в национальных, региональных и кубковых раллийных соревнованиях, подсчитать и вовсе невозможно.
Однако Subaru неплохо смотрятся и за пределами раллийных спецучастков. Например, в time-attack — это разновидность кольцевых гонок, где пилоты сражаются за лучшее время круга. В одном из крупнейших соревнований — австралийском World Time Attack Challenge немало побед одержано именно на Subaru. И уж если речь зашла о времени круга, то стоит вспомнить рекорд Марка Хиггинса, который в 2016 году на 600-сильной Subaru Impreza WRX STI проехал 60-километровую трассу на острове Мэн со средней скоростью 207 км/ч, лишь немного уступив литровым гоночным мотоциклам. Более того, совсем недавно на том же самом автомобиле был установлен новый рекорд трассы Нюрбургринг для четырехдверных седанов. Impreza пролетела 20 километров сложнейшей немецкой трассы менее чем за семь минут. Это сопоставимо с результатом, показанным на почти 900-сильном гиперкаре Porsche 918 Spyder.
Subaru Impreza
Да и сама компания Subaru несколько охладела к раллийным гонкам и сконцентрировалась на кольцевых. Пробным шаром стала модель BRZ, на которых выступали в японской серии Super GT. Главный нынешний спортивный проект — универсал Levorg, который представляет марку в британском кузовном чемпионате. И на второй год участия — чемпионский титул. Победителем стал молодой 23-летний Эшли Саттон.
Не находите это совпадение удивительным? Ведь раллийная история Subaru тоже началась с победы молодого 23-летнего Макрея в чемпионате Великобритании. Так что будем ждать следующих сезонов. Вдруг история и впрямь имеет форму спирали.