Готовимся к "Оскару": самые крутые технические киноистории 2016/17
В очередной раз «Популярная механика» с гордостью представляет кинопремию за лучшие визуальные эффекты, технику съемок, изобретательность и остроумие при создании фильмов.
Самое живое дерево: «Голос монстра»
«Нам был нужен монстр, который выглядит как дерево, но очень выразителен», — рассказывает супервайзер по визуальным эффектам Феликс Бергес. При решении этой задачи очень помог Лиам Нисон, актер, озвучивающий персонажа. Дерево-монстр даже движется немного как Нисон. Но это все же не человек, а здоровенная орясина, и от нее следует ожидать иной моторики: «Мы хотели, чтобы монстру трудно было сделать даже шаг. Он абсолютно жесткий. Тщательно расписали все его позы, устройство суставов, придумали особые способы моделирования, чтобы создать деревянные мышцы», — говорит Бергес. Эволюция с этим не справилась, а потому настоящие деревья остаются неподвижными.
Самые смешные модели: «Дэдпул»
Начальные титры «Дэдпула» показывают супергероя, его друзей и антагонистов на гиперреалистичных замедленных кадрах во всевозможных заварушках. Нашей редакции больше всего приглянулся кадр с весьма изобретательным использованием автомобильного прикуривателя. Саркастические титры представляют персонажей как «Идиот божьей милостью», «Классная телка», «Британский злодей» и даже «Созданный на компьютере персонаж». Режиссер Тим Миллер рассказывает, как создавался этот шедевр.
Неторопливое вступление
«Когда компьютерный персонаж застыл в пространстве, вы можете сделать его образ невероятно детальным, что вряд ли получится с анимированной моделью. У качественной CGI-модели на «теле» есть ткань, которая колышется в такт движениям, есть лицо, которое должно иметь очень сложный набор элементов управления. Не забудем про волосы на голове, которые нужно моделировать отдельно. С другой стороны, движение помогает скрыть какие-то неровности или отсутствие деталей. Чтобы выписать наших «актеров» как следует, группе из 12 художников пришлось работать в течение трех месяцев».
3D-шутки
«Мы начали превизуализацию (создание грубых набросков сцен) еще до того, как у нас появился бюджет и даже были выбраны актеры. Фрэнк Болсон, директор производственной компании Blur, вставил черновые модели в первый вариант титров, просто чтобы развлечь команду. И всем так понравилось, что они попали в итоговый вариант фильма».
Убойная погоня в Вегасе: «Джейсон Борн»
В пяти фильмах киносаги о шпионе в отставке Джейсоне Борне было много автомобильных погонь. Но ту, которая проходит по главной улице Лас-Вегаса, режиссер Пол Гринграсс считает лучшей. Координатор трюков Гэри Пауэлл и режиссер второй съемочной группы Саймон Крейн быстро нашли общий язык. «Мы оба были абсолютно уверены, что это должен быть Стрип, — говорит Пауэлл. — Иначе было бы бессмысленно ехать в Лас-Вегас». Идея требовала разрешений, которые Лас-Вегас выдает редко. «Мы должны были продумать все последствия перекрытия Стрипа: сколько это стоит, какие отели будут сотрудничать с нами. Нам повезло, почти все пошли нам навстречу. Скорости, на которых мы снимали, и количество разбитых автомобилей — такого Лас-Вегас еще не видел», — улыбается Пауэлл. Городские власти закрыли главную магистраль с 22:00 до 6:00 на две недели. У съемочной группы было около 200 статистов и 55 водителей-каскадеров. Компьютерные эффекты почти не использовались. Когда микроавтобус спецназа таранит всех подряд, можете быть уверены — в кадре гибнут настоящие машины. Впрочем, без маленьких кинематографических хитростей не обошлось. На автомобиль-убийцу установили специальный плуг, чтобы подбрасывать машины-жертвы в воздух. Те тоже были слегка доработаны. «Мы сняли с них двигатели, чтобы они стали легче и взлетали как пушинки», — делится секретом Пауэлл. Он и Крейн как раз придумывали для погони эффектный финал, когда стало известно, что отель Riviera планируют сносить: «Если его все равно собираются разрушить, не будет ничего страшного в том, чтобы въехать на машине в главные двери, не так ли?»
Почти вся сцена погони создана с использованием естественных спецэффектов. Разве что подретушировали здания на заднем плане и удалили плуг для подбрасывания машин с фургона спецназа.
Специалист по пластическим эффектам Джейсон Хеймер создал силиконового двойника Дэниела Рэдклиффа в натуральную величину. Что с ним вытворяет Пол Дано, сыгравший отчаявшегося одиночку на необитаемом острове, это надо видеть! Герой Рэдклиффа бездвижен, поскольку он труп, и лишь изредка издает странные звуки. Зато у него множество полезных функций: компаньон, гидроцикл, водяная скважина, топор, ружье и крайне неуместный компас.
Самая креативная операторская работа: «Хардкор»
У российского сценариста и режиссера Ильи Найшуллера был опыт съемок от первого лица до работы над «Хардкором». В 2013 году он снял музыкальный клип, где сам сыграл главную роль. Но клип длился менее пяти минут, и использованная в нем техника была довольно незатейливой. «Я снял немалую часть видео, держа во рту обмотанную тряпкой камеру GoPro, надеясь, что слюны будет не слишком много», — улыбается Илья. Для «Хардкора», полностью снятого от первого лица, компания GoPro предоставила свое лучшее на то время оборудование — камеры GoPro Hero3 — с тогда еще не выпущенным на рынок программным обеспечением, которое позволило Найшуллеру управлять диафрагмой и фокусом. Илья не вставлял камеры актерам в рот, а использовал легкий пластиковый шлем с магнитной стабилизацией (между прочим, напечатанный на 3D-принтере). Две камеры GoPro были установлены на уровне скул: «Когда камера на лбу, как принято в экстремальных видах спорта, это выглядит ужасно. Ощущение, что мы смотрим глазами страуса или жирафа». Потом возникла задача натренировать актеров фокусировать взгляд на камере, а не на глазах человека в шлеме. «Это базовый человеческий инстинкт — смотреть в глаза при беседе, — объясняет Найшуллер. — Мы купили смешные лыжные очки в стиле 1980-х с желтыми светоотражающими стеклами и нарисовали на них красные стрелки, указывающие на камеры». Главного героя по имени Генри играли 13 операторов, включая Найшуллера. Съемочная группа загубила около дюжины GoPro Hero3. Большинство были разбиты тяжелыми ботинками — для достоверности режиссер требовал от участников боевых сцен, чтобы удары в лицо Генри наносились как можно ближе к камерам. И если кулаки еще как-то можно было контролировать, то удары ногами частенько заканчивались крушением выводов камеры. Но ни одна не была потеряна из-за слюней.
Самый продуманный интерьер звездолета: «Пассажиры»
Художник-постановщик Гай Хендрикс Диас верит, что каждая вещь или помещение должны иметь свои назначение и цель, — о чем он и позаботился при проектировании корабля для фильма про долгое путешествие в космосе: «Нет никакого смысла придумывать красивые интерьеры, если нет логичного представления, чем в них будут заниматься люди». Диас объясняет, откуда что взялось на корабле «Пассажиров».
Корпуса |
«Корабль представляет собой систему из трех корпусов, вращающихся вокруг общего центра. Это создает центробежную силу, заменяющую гравитацию. Каждый корпус служит для разных целей. Один отдан под склад, в другом размещены капсулы для сна, третий предназначен для торговли». |
Шпангоуты |
«При создании огромных литых ребер обшивки источником вдохновения стали решетки гоночных автомобилей 1930-х. Сначала были сделаны чертежи в САПР, затем вырезали полномасштабные модели из дерева. Для большей убедительности каждый элемент конструкции скреплен с другими массивными замковыми креплениями». |
Масштаб |
«Нам нужно было передать чувство одиночества и ужаса, охватывающего героев, затерянных в пустом пространстве корабля. Мы могли бы снимать актеров на фоне зеленых экранов, но так им было бы труднее передавать свои эмоции. Поэтому мы работали в гигантских съемочных павильонах, от 9 до 12 м высотой и 240 м длиной». |
Навигация |
«Чтобы во вращающемся космическом корабле перейти из одного корпуса в другой, придется пройти через центральное ядро. Там вы будете находиться в невесомости, поэтому мы спроектировали лифт, в котором нужно пристегиваться ремнями. При удалении от центра сила тяжести постепенно возвращается». |
Освещение |
«В большой грибовидной структуре над капсулами для сна размещены ультрафиолетовые лампы. Те, кто проектирует подобные аппараты для фантастических фильмов, редко вспоминают, что кожа — это живой, дышащий орган. Ей нужен свет так же, как растениям, иначе мы просто умрем». |
Модули |
«В каждом из обитаемых модулей размещается восемь человек. Группируя их, вы можете сэкономить энергию и прочие ресурсы для отслеживания основных жизненных показателей. А если случится авария, то вы потеряете лишь часть пассажиров, как бы жестоко это ни звучало». |