«Это проблемы отдельно взятых туроператоров, которые не выдерживают конкуренциии»

Мнения представителей туристического рынка о проблемах «Натали Турс» и инструкция для попавших в беду туристов.

29 июня один из старейших российских туроператоров «Натали Турс» объявил об отмене чартерных программ в ряд европейских городов. Согласно источникам «Коммерсанта» на туристическом рынке, компания задолжала иностранным контрагентам около $1 млн. По данным источников ТАСС, долг туроператора может превышать «десятки миллионов долларов».

4 июля глава «Натали Турс» Владимир Воробьёв сообщил об аннулировании всех туров. По его словам, из-за негативной информации компанию отключают от обслуживания партнёры. Тем не менее, туроператор не будет приостанавливать деятельность и планирует вернуть клиентам деньги.

В тот же день стало известно о приостановке работы туроператора DSBW. Генеральный директор компании сообщил, что туроператор больше не может исполнять обязательства перед кредиторами и клиентами. По данным источника «Коммерсанта», DSBW должен партёрам и клиентам около 60 млн рублей.

Летом 2018 года с финансовыми сложностями столкнулись два туроператора из Санкт-Петербурга. «Матрёшка тур» прекратил работу, а «Аврора БГ» приостановил чартерные программы.

Представители российского туристического рынка рассказали vc.ru о причинах финансовых трудностей «Натали Турс» и других компаний, а также предположили, какой эффект эта ситуация окажет на отрасль.

Думаю, что о системном кризисе говорить нельзя — скорее мы видим проблемы отдельных игроков, связанных с их просчётами в ведении бизнеса.

У «Натали Турс», например, существовали многомиллионные долги перед поставщиками — компания «залезла в оборотку» (пыталась решать проблемы долгов с помощью денег от туристов за будущие туры).

В конечном итоге один из поставщиков отменил ранее сделанные брони, и это повлекло за собой эффект домино. В этом году также сыграло определённую роль проведение Чемпионата мира, из-за которого снизился выездной поток туристов. Кроме того, продолжают играть негативную роль санкции, влияющие на курс валюты.

В случае туристических операторов вроде DSBW, которые отправляют туристов в Европу, растёт давление онлайн-проектов — становится всё больше самостоятельных туристов.

Валентин Домбровский
трэвел-эксперт, организатор Travel Tech Conference Russia

В туристической сфере есть практика: оплачивать туры текущих туристов деньгами от новых туристов. Если глубина бронирования большая, то туроператор может получить большой кассовый разрыв.

Обычно туроператор объявляет о прекращении деятельности и начинает процедуру банкротства. Как только это происходит, страховая компания туроператора и общество «Турпомощь» вступают в действие и начинают выплаты из страховых резервов. После прекращения деятельности туроператор вернуться не может — у него отнимают лицензию.

Сейчас я вижу, что «Натали Турс» аннулировала туры, но деятельность не приостановила. Поэтому я предполагаю, что они скажут клиентам: «Мы с октября полетим опять, давайте мы ваши деньги просто на баланс зачислим, а в октябре вы полетите в туры?»

Получается такое покрытие кассового разрыва: они пытаются остаться в живых, не потерять лицензию, а страдают туристы, которые не могут получить свои деньги. Страховая откажет им в покрытии, раз компания не прекратила деятельность. Единственное, что они могут получить, — обязательство отвезти их в отпуск в октябре. Но опять же — полететь не каждый сможет.

Если туроператоры не вернут деньги, с ними можно судиться, но это растянется на долгие месяцы, и у «Натали Турс» есть время, чтобы вернуться в строй и выплатить всем недовольным.

История показывает, что раз в несколько лет банкротится довольно крупный туроператор. Так было с «Южным крестом», «Лабиринтом» и другими компаниями.

Не думаю, что текущая ситуация повлияет на рынок. Люди уже привыкли к банкротствам: как ездили, так и будут ездить отдыхать в Турцию.

Александр Борцов
основатель сайта о путешествиях Travelbelka

Мы не видим предпосылок на туристическом рынке для проблем. По крайней мере, в сегменте online-travel их нет. Из-за того, что один игрок ушёл с рынка, отрасль точно не рухнет, хотя нам, безусловно, жаль и компанию, которая была так долго на рынке, и ее клиентов.

В России продолжается рост тренда самостоятельного туризма. Люди хотят сами составлять маршруты путешествий и искать новые направления, которые не охватываются пакетными предложениями.

Наталья Радченкова
директор по маркетингу Ostrovok.ru

Нашим клиентам доступны туры почти всех работающих на рынке операторов, поэтому прекращение работы одного из них не окажет влияния на показатели этой вертикали бизнеса.

За последние годы отраслевые органы власти предприняли значительные усилия, чтобы повысить правовую защищённость организованных туристов. Поэтому мы не прогнозируем, что из-за возникшей ситуации произойдёт кризис доверия к туриндустрии.

Что касается возможной переориентации потребителей от организованного туризма к самостоятельной организации поездок, то этот процесс происходит и так.

И происходит в первую очередь из-за расширения потребительского опыта, желания путешественников углубиться в изучение новых стран и городов, а не из-за недостатков организованного туризма или периодически возникающих проблем у игроков этого рынка.

На массовых направлениях путешественники по-прежнему продолжат пользоваться продуктами туроператоров, предлагающих отдых по меньшей по сравнению с самостоятельной организацией поездок стоимости.

Как показывает практика, экономическая составляющая заставляет путешественников быстро забывать даже о более существенных кризисах, нежели сложности одного туроператора.

Например, после возобновления чартерных рейсов в Турцию интерес россиян к этой стране практически сразу вернулся на прежний уровень.

Антон Ким
руководитель направления пакетных трэвел-продуктов OneTwoTrip

Мы с организованным туризмом сталкиваемся только в части чартеров и почти не смотрим за тем, что там у них творится. В «Коммерсанте» писали про низкий спрос в июне, но у нас всё растёт.

Конечно, есть определённая корректировка на Чемпионат мира — многие остались дома, пока идёт футбол. Но там без драм, потому что поток перераспределился. Так что есть ощущение, что это проблемы отдельно взятых компаний, которые не выдерживают конкуренциии.

Про чартеры — пристально смотрим за тем, кто искал билеты у нас и покупал через партнеров, но застрявших туристов тоже нет.

Янис Дзенис
директор компании Aviasales по внешним коммуникациям

Что делать туристу, если обанкротилась его туристическая компания

Рассказывает юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф» Юлия Козловская.

Турист купил путёвку, но не успел улететь в отпуск

Любой туроператор обязан страховать свою ответственность в страховой компании. Таким образом, турист имеет возможность обратиться в страховую компанию за возмещением.

Страховщик обязан удовлетворить требование туриста и (или) иного заказчика о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не позднее 30 календарных дней после обращения.

При обращении туристу необходимо предоставить:

  • копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • копия договора о реализации туристского продукта;
  • документы, подтверждающие реальный ущерб, понесённый туристом.

Однако стоит иметь ввиду, что компенсационный фонд ограничен, и если страховой суммы на всех пострадавших клиентов туроператора не хватит, то выплаты будут производиться пропорционально.

Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора не лишает туриста права требовать от туроператора возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда.

Некоторые туроператоры предлагают своим клиентам возмещение в виде гарантийного обязательства на предоставление услуг. Например, на сайте «Натали Турс» был размещён регламент возмещения денежных средств по аннулированным турам.

Однако этот механизм несёт больший риск для туристов, так как нет никаких гарантий, что компания будет в состоянии исполнить обязательства в будущем.

Турист купил путёвку и улетел в отпуск

Помощь пострадавшим туристам в России оказывают Ростуризм и ассоциация «Турпомощь». Эта ассоциация обязана помогать клиентам туроператоров, попавшим в экстренные ситуации.

Турист также может самостоятельно «повторно» оплатить проживание, транспортные расходы. При этом важно сохранять все чеки и подтверждения расходов, что впоследствии даёт возможность потребовать компенсацию.

По возвращении в Россию, туристу необходимо подать заявление в страховую компанию на возмещение понесённых расходов. И предоставить документы:

  • копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • копии договора о реализации туристского продукта;
  • документы, подтверждающие реальный ущерб, понесённый туристом.

В соответствии с действующим законодательством потерпевший турист также имеет право обратиться с исковым заявлением в суд.

#мнения #туризм

©  vc.ru