О лени в обучении

Меня зовут Вероника, я преподаю английский и часто сталкиваюсь с проблемой лени своих студентов. Сейчас расскажу.

Как и ложки

Как и ложки

Дисклеймер: пишу только о собственном опыте и мыслях, не претендую на высшую истину. Думаю, мои наблюдения применимы ко многим сферам обучения, но пишу только о том, с чем сталкиваюсь лично.

Каждый третий человек, который общается со мной насчет уроков, предупреждает о своей лени (а когда с детьми работаешь, то там каждая вторая, если не каждая первая, мама говорит о невероятной лени своего сына/дочки). Хорошо еще, если бы люди только мне так говорили, но ведь они и сами в это верят!

Интересно, что за этим сообщением про лень могут скрываться два разных послания. 

1) Первое — я ленивый, поэтому иногда не делаю домашку. Но это же ваше святое право! Вы приходите заниматься для себя, со своими собственными целями и за свои собственные деньги. У вас есть определенное количество свободного времени и сил, чтобы заниматься. В них очень часто не входит домашка, и это норм. Я уже несколько лет даже не пытаюсь её задавать никому:) Но если вы хотите больше заниматься самостоятельно, это круто! Тогда говорите, что вам нужна домашка, и вам с радостью ее дадут и проверят. 

То же самое касается любых других условий: просто проговаривайте, что вы хотите, давайте подробную обратную связь, и тогда сотрудничество будет приятнее и эффективнее, вы будете спокойно двигаться в своем темпе и чувствовать себя не ленивым, а продуктивным и умничкой. 

Бывает, что так не получается: например, скоро экзамен, и надо фигачить. Тогда никак нельзя подготовиться за один час в неделю и нужно много заниматься дома. Но если экзамен для вас важен, то вы и сами понимаете, что это приоритет, и уже стоит вопрос не о лени, а об ответственности —, но перед самим собой, а не перед преподавателем.

Или, например, это не индивидуальное занятие, а курс, в котором участвует несколько человек, есть фиксированная программа и нет возможности подстраиваться под каждого участника. Тогда желательно еще до начала курса уточнить все детали и подумать, найдете ли вы столько времени и сил: честно, с учетом своей занятости и мифической лени. Часто бывает так, что у нас просто нет возможности проходить какой-то очень требовательный курс, и это норм.

2) Второе послание — я ленивый, поэтому со мной надо построже. Я эту фразу сначала услышала, когда работала с младшими школьниками, а потом оказалось, что и у взрослых тоже есть такой запрос. Здесь напишу только своё мнение, может, другие преподаватели действительно становятся построже и всё у них хорошо.

Я такой запрос не понимаю. Что значит «построже»? Я не работаю Цербером и не собираюсь на вас кричать или давить на чувство вины. Как говорят китайцы, даже если знания раздают бесплатно, то приходить всё равно надо со своей тарой. Если вам хочется и нравится заниматься, вы занимаетесь, если не хочется и не нравится — то хоть розгами бей, это не поможет. И не должно помогать, а то бы всех только и делали, что розгами били.

Если вам кажется, что надо себя посильнее «пинать» самому или с помощью учителя, и тогда вы будете очень продуктивно работать или учиться, то не будете. Зато очень быстро устанете и забросите всё к чертям. Чувство вины или страха — плохой помощник, зато верный путь к выгоранию или нелюбви к предмету занятий. Идея «строгого, но справедливого» учителя, может быть, хороша для школы, где в каждом классе по 30 оболтусов, но взрослому человеку вряд ли подойдет.

Если это не лень, то что?

Лень — понятие сложное и многофакторное, а я простая учительница, поэтому лишь делюсь наблюдениями. Мне кажется, если вы учитесь с удовольствием, то вам не лень. А если с удовольствием и вам всё равно лень, то это может быть усталость, апатия, переутомление, выгорание, страх ошибки или еще что-то на психологическом. 

Но самое частое — это, конечно, отсутствие мотивации. Если вы не верите, что вам это нужно, то какие тут занятия? Мозг не обманешь, он не захочет тратить энергию на ненужное. 

У меня какое-то время занимался один восьмиклассник — веселый и неглупый парень, но начисто лишенный желания учиться. Возможно, потому, что мама на него сильно давила с учебой, а мы часто полны желания поступать наперекор родителям. Возможно, просто учеба не входила в сферу его интересов. Так или иначе, он называл себя ленивым, хотя вставал в пять утра, чтобы успеть до школы сделать пробежку по набережной и позаниматься воркаутом. Он-то ленивый? Да я бы никогда в жизни не смогла себя заставить такой подвиг совершить!

И еще тоже очень частое — неправильная оценка своих времени и сил. Если вы каждый вечер смотрите сериальчик, чтобы отдохнуть от работы и текущих дел, и вам кажется, что вместо сериальчика и отдыха вы будете каждый вечер продуктивно писать по эссе на английском, то это самообман. Отдыхать обязательно, наши силы ограничены. Может быть, у вас достаточно времени для английского, но нет сил, и это тоже норм. Силы просто так не появятся. 

Мне кажется, чаще всего эта проблема касается мам маленьких детей: есть такая иллюзия, что если человек не ходит на работу, то у него как будто куча возможностей учиться. И может, у такой мамы даже иногда есть свободное время, если дети нейтрализованы папой/бабушкой/няней/садиком. Но часто может не быть сил! Тогда надо отдыхать, а не ставить невыполнимые цели и не грызть себя за «лень». Вы не ленивая, просто устали, и это вообще со всех сторон абсолютно нормально. 

Кроме мам такого рода «ленью» страдают ответственные сотрудники компаний, которые хотят многого достичь в жизни и быть суперпродуктивными. Иногда такой сотрудник и мама — один и тот же человек. Несколько уроков (потом предсказуемо не выдержала) со мной занималась одна девушка — директор гипермаркета, которая помимо прочего готовилась к зарубежной командировке, открывала новый филиал и растила двухлетнюю дочку. Нужен ли ей был английский? Конечно, не помешал бы, особенно в поездке (хотя с ней был переводчик и можно было обойтись). Были ли у нее возможности заниматься? Нет, не было: она забывала про уроки, опаздывала на полчаса, отменяла или просто не могла сосредоточиться. Ленивая ли она? Вообще нет, она делала кучу дел в минуту. Просто английский было уже не впихнуть в это расписание.

Кстати, это также касается врачей, я знаю уже как минимум трех таких: эти люди на постоянной основе помогают другим, в некоторых случаях даже спасают от смерти (одна ученица у меня онколог), и, конечно, очень сильно устают морально и физически. Плюс постоянно учатся и повышают квалификацию, плюс часто работают сверхурочно и когда придется, плюс голова забита историями болезней, плюс далеко не всегда на работе приятная атмосфера, плюс помимо работы есть личная жизнь… Вы угадали, этот образ жизни ими описывается как «я ленивая».

Итак, главный вопрос: как побороть лень? Никак, попробуйте с ней подружиться и выяснить, чего она хочет :)

А если вы тоже учите английский, приходите в мой телеграм-канал — я публикую там всякие интересные штуки без рекламы.

© Habrahabr.ru