Мифы о работе тестировщиков, на которые всегда один ответ: «Ага, конечно. Ты полностью прав»

Привет! Меня зовут Кирилл, я работаю тестировщиком в R‑Style Softlab. Ни для кого не секрет, что работа тестировщика в области информационных технологий окутана мифами и непониманием со стороны обывателей. Я вспомнил несколько самых распространенных и раздражающих меня мифов и постарался объяснить, почему это неправда.

a40d998d8a54979e0bae200289e850fd.jpg

Работа тестировщика — просто нажимать кнопки и проверять сканеры на ошибки

Этот миф один из самых распространенных, и он весьма далек от правды. Да, кнопки нужно нажимать, очень много нажимать, затем снова нажимать, потом сверять результат, затем нажимать эти кнопки по‑другому и снова проверять результат. Работа тестировщика включает в себя не только рутинное проведение функциональных тестов, но и анализ требований к программному продукту, разработку тестовых сценариев, создание автоматизированных тестов, а также поиск и исправление ошибок. Тестировщик должен быть технически компетентным и иметь хорошее понимание полного жизненного цикла ПО.

Тестировщикам не нужно образование в ИТ

Это неправильное представление, возникающее из‑за того, что многие люди полагают, что работа тестировщика не требует специализированного образования. Однако для успешной работы в этой сфере важно иметь хорошее понимание основ программирования, баз данных и структур данных. Наличие диплома по ИТ или прохождение специальных курсов и сертификаций даст тестировщику преимущество в поиске работы и повышении профессионального уровня. Но кроме этих преимуществ еще можно приобрести понимание цели этой профессии и знание инструментов для ее достижения.

Тестировщики полностью заменяемы автоматизированными тестами

Хотя автоматизация тестирования имеет свои преимущества и может значительно повысить эффективность процесса тестирования, она не может полностью заменить тестировщика. Это связано с тем, что автоматизированные тесты могут проверить только то, что было предусмотрено при написании сценария тестирования, тогда как тестировщик способен обнаружить неожиданные ошибки, проанализировать контекст и принять во внимание множество факторов, которые могут повлиять на работу программного продукта.

Работа тестировщика скучна и монотонна

Хотя работа тестировщика может включать рутинные задачи, такие как проверка функциональности или проведение стандартных тестовых сценариев, она также предоставляет возможность для творчества и саморазвития. Тестировщик может разрабатывать новые методы тестирования, искать самые сложные ошибки и участвовать в разработке высококачественного ПО.

Тестировщики всегда находят все ошибки и недочеты в программном продукте

Несмотря на то, что обнаружение ошибок — это одна из основных задач тестировщика, невозможно гарантировать, что все ошибки будут найдены. Количество возможных путей использования программного продукта огромно, и тестировщик должен сосредоточиться на наиболее важных аспектах и наиболее вероятных проблемах. Кроме того, определенные ошибки могут быть сложными для воспроизведения или возникать только при специфических условиях, что делает работу тестировщика еще более сложной.

Добавлю, что обнаружение ошибок — это одна из основных задач, но не основная! Цель тестировщика — проверить, что ПО соответствует требованиям, работает как задумано и качественно выполняет свои задачи. А ошибки — это последствия контроля качества. Также при моделировании нестандартных действий будущих/текущих пользователей находятся уязвимые места, которые заставляют вести ПО неправильно или же ломают его полностью. Так вот эти уязвимые места в следствии работы команды (ПМ, аналитик, разработчик, тестировщик и т. д.) устраняются, и на выходе у нас получается еще более качественный продукт. т. е. цель у всех одна — качественный продукт, который решает поставленные перед ним задачи быстро, бесперебойно, качественно.

Тестировщики не влияют на процесс разработки ПО

Работа тестировщика имеет важное значение для обеспечения качества программного продукта. Они активно взаимодействуют с разработчиками и аналитиками, обсуждают требования, предлагают улучшения и помогают выявлять и исправлять ошибки еще на ранних этапах разработки. Тестировщикам также приходится работать в команде с другими специалистами и выполнять задачи по согласованию и тестированию изменений программного продукта.

Тестировщикам не нужны коммуникативные навыки

На самом деле, коммуникативные навыки являются неотъемлемой частью работы тестировщика. Они должны уметь ясно и доступно общаться с другими членами команды, передавать информацию о найденных ошибках и обсуждать возможные улучшения. Кроме того, тестировщикам приходится работать с пользователями обычно не напрямую, а через другого члена команды из сопровождения (support) и помогать им разобраться с проблемами в программном продукте. Ведь кто бы ещё мог предположить, что пользователь в момент ввода информации в ПО случайно заденет клавишу Insert и все поломается. Правильно, тестировщик, который учел положение рук.

Тестировщики работают только на конечных этапах разработки

Этот миф тоже не соответствует действительности. Тестирование выполняется на всех этапах жизненного цикла ПО, начиная с анализа требований и проектирования и заканчивая поддержкой и сопровождением готового продукта. Раннее вовлечение тестировщиков помогает выявлять проблемы на первых этапах, что значительно снижает затраты на исправление впоследствии.

Работа тестировщика не творческая

На самом деле, работа тестировщика требует проявления творческого подхода. Они должны предлагать новые способы тестирования, находить нестандартные сценарии и подходы, которые могут привести к обнаружению скрытых проблем. Тестировщик должен мыслить нестандартно и иметь возможность смотреть на программный продукт с разных точек зрения.

***

Работа тестировщика в ИТ — это серьезная и ответственная профессия, требующая профессионализма и технической компетенции. Важно помнить, что тестировщики являются неотъемлемой частью команды разработки ПО и вносят существенный вклад в повышение качества продукта.

Да, и не забываем, что после своей подписи мы, тестировщики, снимаем некую ответственность с разработчика. Если что‑то у пользователя пошло не так в функциональности ПО, в которой мы поставили свою подпись, в первую очередь — это наш косяк, мы не усмотрели или не предположили. Но помните, что любой косяк — это не повод для самобичевания. Да, неприятно, но все же с его помощью мы повышаем нашу экспертизу и профессионализм, делаем выводы и расширяем кругозор. У древнегреческого мудреца Еврипида есть высказывание: «Человек, который много совершает, и ошибается во многом». Но всt же учиться лучше на чужих ошибках. :)

© Habrahabr.ru