Как Nvidia стала флагманом среди IT-компаний

f84b736fa3a1b1ebd270e545638fc294.png

Nvidia — мировой лидер в сфере разработки графических процессоров. Эта корпорация сыграла важную роль в развитии технологий искусственного интеллекта, метавселенных, беспилотного транспорта и видеоигр. За более чем 30 лет своего существования Nvidia успела превратиться из едва не обанкротившегося стартапа в IT-гиганта, оставившего многих конкурентов далеко позади. Рассказываем, как ей это удалось.

Успех, начавшийся с провала

История Nvidia началась в апреле 1993 года, в штате Калифорния. Ее создателями стали Дженсен Хуанг, ранее занимавший пост директора LSI Logic и его друзья, инженеры из Sun Microsystems (о ней мы уже писали на Хабре) — Кертис Прим и Крис Малаховски. Они вложили в название компании смысл латинского слова «Invidia», означающего чувство зависти, и аббревиатуры NV — «next vision» или «новое видение». 

Фонд Sequoia Capital инвестировал в развитие Nvidia $20 млн, что позволило компании погрузиться в изучение графических вычислений в видеоиграх, а в 1995-м выпустить свой дебютный продукт — PCI-карту NV1 для консолей Sega. Возможности этого устройства опережали уже существующие аналоги — на одной плате был размещен графический 3D-ускоритель, игровой порт и звуковая карта. 

Nvidia возлагала на NV1 большие надежды и инвестировала в ее производство практически весь свой капитал. Но прорыв обернулся провалом, когда на рынке появился инновационный модуль DirectX от Microsoft. Он упрощал разработку игр, позволял задействовать все мощности компьютера и при этом был несовместим с NV1. В то время как геймеры массово устанавливали DirectX, Nvidia находилась на грани банкротства, сокращая штат и с трудом оплачивая работу немногих оставшихся сотрудников.

Эра инноваций

Пережив непростые времена, в 1998 году Nvidia переехала в Кремниевую Долину и выпустила чип-ускоритель RIVA TNT, способный работать с двумя текселями одновременно. За этим последовала презентация видеокарты GeForce 256, ставшей серьезным шагом в сторону улучшения реализма в играх для ПК. А в 1999 году Nvidia вышла на фондовый рынок. Выставив 3,5 млн акций по цене $12. 

Относительно успешно пережив крах доткомов, в 2000-е годы Nvidia стала производителем видеокарт для Xbox от Microsoft и PlayStation 3 от Sony. Квартальная выручка компании превысила $200 млн, но успех омрачили жалобы на неисправность ее продукции. Nvidia была вынуждена признать свою недоработку — процессоры и чипы выходили из строя из-за тепла, выделяемого устройствами. Она создала программу, автоматически включающую режим охлаждения прежде чем температура поднималась до критической отметки, и разослала ее пострадавшим покупателям. Те, кого не устроил этот вариант, могли вернуть деньги. Решив проблему, фирма заключила с Intel патентную сделку по перекрестному лицензированию. Nvidia получила возможность изучить некоторые разработки Intel, а взамен открыла доступ к собственным графическим процессорам и компьютерным технологиям. 

В 2001 году линейку GeForce дополнили новые модели: первая видеокарта GeForce2 Go для ноутбуков и GeForce3 с усовершенствованными световыми эффектами. В 2002-м к ним присоединилась GeForce4, а Nvidia отметила 100-миллионную продажу графических чипов. Это знаковое событие сделало ее самой быстроразвивающейся американской компанией по версии журнала Fortune.

В 2005 году Sony поручила Nvidia разработку видеокарты для PlayStation 3. Это укрепило репутацию корпорации и помогло ей пересечь рубеж в 500 млн проданных чипов.

В 2007-м журнал Forbes признал Nvidia «компанией года». К тому времени ее графические ускорители занимали большую часть рынка. А в 2008 году в Центре GSIC Токийского технологического института был запущен Tsubame, первый суперкомпьютер с видеокартами от Nvidia. Это японское чудо техники располагалось на двух этажах здания и стало самым энергоэффективным для своего времени.

Nvidia прославилась не только своими разработками, но и массовым поглощением конкурентов. Так, в 2002 году она приобрела 3dfx, испытывающую финансовые трудности из-за стремительного падения товарооборота. А в период с 2004 по 2019 годы — MediaQ, iReady, ULI Electronics, PGI, Mellanox Technologies, Hybrid Graphics, Ageia и другие компании.

Готовые решения в сфере искусственного интеллекта

Видеокарты Nvidia активно использовались (и используются до сих пор) при майнинге криптовалют. Компания стала одним из главных бенефициаров криптобума последних 10 лет. 

Но все-таки одно из конкурентных преимуществ Nvidia — программная платформа CUDA, позволяющая клиентам использовать видеокарту GPU для повышения производительности параллельных вычислений. Кроме того, в ее ассортименте есть компьютеры для работы с технологиями искусственного интеллекта, в том числе обучения новейших моделей ИИ. Готовые решения заинтересовали покупателей и помогли корпорации стать чуть ли не монополистом на рынке чипов для обучения ИИ. Как отметил аналитик Futurum Group Дэниел Ньюман, клиенты предпочитают ждать полтора года, чтобы купить продукцию Nvidia, вместо того чтобы незамедлительно приобрести аналог. 

Nvidia постоянно совершенствует свои разработки, стремясь опередить время. В 2023 году она выпустила инновационный ускоритель Hopper H100 NVL, предназначенный для ChatGPT и аналогичных разработок. Его производительность при работе с GPT-3 в 12 раз выше чем у предыдущего поколения устройств A100. А во время выступления на конференции GTC 2024 компания презентовала ИИ-ускорители будущего для работы с крупнейшими языковыми моделями LLM (Large language models) c триллионами различных параметров. Чипы будут совместимы с новейшей архитектурой Blackwell, а их энергоэффективность в 25 раз превзойдет Hopper H100 NVL.

Кроме того, Nvidia рассказала о возможности создания ИИ-систем, состоящих из 100 тысяч ускорителей. Она предложила объединять их в один дата-центр с помощью интерфейсов Quantum-X800 InfiniBand и Spectrum-X800 Ethernet.

Роль Nvidia в развитии беспилотного транспорта

Nvidia сделала вклад в развитие автономного транспорта, создав ПО, обеспечивающее движение машин по заданному маршруту с остановками на станциях или в местах, выбранных пассажирами (US11874663B2). Помимо этого, корпорация разработала технологию распознавания ориентиров для беспилотного вождения (US20230214654A1). С помощью нее система управления транспортом точно определяет границы полос движения, столбы, дорожные знаки и другие объекты. 

Особое внимание Nvidia уделила обеспечению безопасности на дорогах. Например, она выпустила ПО, которое определяет, правильно ли пассажиры пристегнули ремни (US20210394710A1), измеряет расстояние до препятствий (US11308338B2) и оценивает готовность водителя взять на себя управление в зонах, где запрещено использование беспилотного транспорта.(US11851014B2). 

Для тестирования разработок Nvidia создала собственную версию беспилотной машины BB8. Автомобиль проехал по всей Калифорнии, успешно преодолевая транспортные развязки, меняя полосы и ни разу не нарушив правила дорожного движения. Кроме того, компания выпустила симулятор, моделирующий поездки на миллиарды миль. Программа имитирует снежные бури, солнечные блики, ямы на дороге и другие сложные ситуации, чтобы проверить способность автомобиля реагировать на них.

Перспективы роста

В 2023 году прибыль Nvidia выросла на 125% и составила $61 млрд. По прогнозам аналитиков, к 2026 году этот показатель достигнет отметки в $110 млрд, но в реальности это будет зависеть от развития технологий искусственного интеллекта и активности конкурентов. Так, разработкой чипов для технологий ИИ занимаются Alphabet и Amazon. А компания-конкурент AMD выпустила чип MI300 с 192 Гб памяти, 153 млн транзисторов и пропускной способностью 5,3 Тб/c. Для сравнения, H100, созданный Nvidia, имеет 80 Гб памяти и пропускную способность 3,35 ТБ/c.

Полезное от Онлайн Патент:

  1. Как получить господдержку для IT-компании?

  2. Какие выгоды можно получит от регистрации программы для ЭВМ?

  3. Как защитить базу данных клиентов?

  4. Не только айтишники: какие компании могут внести свои программы в Реестр отечественного ПО?   

  5. Руководство по товарным знакам в 2024 году.

Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале

© Habrahabr.ru