Как работают цифровые инструменты в госсекторе: опыт Липецкой области

photogenica-phx184692456_600x400.jpg

Эффективное управление программами и проектами в государственном секторе — ключевой фактор достижения стратегических целей развития страны. В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ к документам стратегического планирования относятся государственные, муниципальные программы и национальные проекты, требующие четкой координации участников, прозрачного контроля и своевременной корректировки. Для их успешной реализации необходима цифровизация процессов планирования, мониторинга и анализа исполнения, обеспечивающая согласованность решений, минимизацию рисков и повышение эффективности бюджетных расходов. В статье рассмотрены возможности современных решений на примере системы управления программами и проектами Липецкой области — победителя конкурса ПРОФ.IT-2023, занявшей первое место в номинации «Государственное и муниципальное управление: ситуационные центры и центры принятия решения». Этот опыт демонстрирует, как цифровые инструменты помогают регионам достигать высоких результатов в реализации государственных инициатив.

Предпосылки создания системы управления программами и проектами

До внедрения системы при планировании и реализации региональных проектов правительство Липецкой области сталкивалось с рядом проблем, таких как разрозненность источников информации о ходе проектной деятельности, трудозатратный сбор отчетности с ответственных исполнителей о реализации мероприятий, приходящей в виде разрозненных файлов Excel и бумажных документов, ручное согласование данных.

Дополнительно к устранению указанных проблем перед системой ставились цели формирования единой среды принятия управленческих решений, улучшения качества проектного менеджмента, повышения эффективности участников, снижения рисков неисполнения проектных задач.

Что умеет система управления программами и проектами?

В Липецкой области система ориентирована в первую очередь на региональные проекты и автоматизирует широкий перечень задач проектного управления, начиная от формирования паспортов проектов до предоставления сводной и детальной отчетности, аналитических представлений.

Кто работает в системе?

Пользователями системы являются:

Возможно подключение пользователей сторонних организаций — исполнителей по контрактам для самостоятельного ведения графиков работ и внесения информации по достижению контрольных точек.

Что умеет система управления программами и проектами Липецкой области?

Система — это мощный цифровой инструмент, охватывающий полный цикл управления проектами:

  • Формирование паспортов проектов с детализацией по типам, срокам, ответственным лицам, мероприятиям и контрактам
  • Планирование и согласование графиков работ с визуализацией в виде диаграмм Ганта и использованием типовых шаблонов
  • Планирование достижения показателей и бюджетов с возможностью детализации по объектам и мероприятиям, а также согласования с проектным офисом
  • Оперативный мониторинг исполнения контрольных точек, хранение подтверждающих документов, отслеживание финансового исполнения.
  • Аналитика и отчетность для руководителей и участников, включая выявление проблемных зон и детализированные отчеты по проектам, органам власти и муниципалитетам
  • Сбор данных с функциями форматно-логического контроля, своевременности и полноты предоставления данных и согласование отчетности по проекту с гибкой настройкой маршрутов

Интеграционные возможности

Система интегрирована с ГИИС «Электронный бюджет» в части открытых данных из паспортов региональных проектов, что позволяет избежать двойного ввода данных и позволяет автоматически мониторить изменения, вносимые в региональные проекты. Набор сведений, получаемых из ГИИС «Электронный бюджет» может быть расширен за счет интеграции посредством СМЭВ (информация по фактически достигнутым результатам, показателям, контрольным точкам).

Возможна интеграция с финансовыми системами регионов — автоматический анализ бюджетной росписи и выделение финансирования каждого проекта (реализовано в Липецкой области), что позволяет оперативно получать достоверные сведения о кассовом исполнении проектов. Кроме того, информацию по финансированию проектов можно расширить за счет интеграции с ЕИС в сфере закупок для анализа и мониторинга контрактов, заключаемых в целях реализации региональных проектов и государственных программ.

Архитектура системы

Архитектура системы построена на российских программных продуктах с использованием открытых технологий, что обеспечивает безопасность и соответствие требованиям российского законодательства. Пользователям не требуется установка — система работает через стандартные браузеры, обеспечивая доступность и простоту эксплуатации.

Преимущества системы

Система управления программами и проектами Липецкой области обладает следующими преимуществами:

  • удобный и доступный пользовательский интерфейс;
  • более детализированное ведение задач, чем в «Электронном бюджете», работа с конкретными мероприятиями и объектами;
  • инструменты управления изменениями и гибкие возможности настройки маршрутов согласования;
  • интерактивные аналитические представления о ходе реализации проектов для широкого круга заинтересованных лиц;
  • гибкие настройки системы и модели данных, адаптируемость к требуемым изменениям;
  • настраиваемая ролевая модель разграничения доступа к информации на всех уровнях;
  • интеграция с данными системы «Электронный бюджет» и бюджетной росписью;
  • развитые возможности визуализации данных (диаграммы, графики, карты).

Эффекты от внедрения

Внедрение системы позволило добиться следующих эффектов при планировании и реализации региональных проектов:

  • повышение оперативности и качества предоставления информации;
  • повышение эффективности межведомственного взаимодействия участников проектной деятельности;
  • повышение прозрачности информации по финансированию проектов за счет детализации до уровня отдельных объектов и контрактов;
  • повышение оперативности реагирования при срыве промежуточных и конечных сроков реализации объектов.

По оценке заказчика достигнуто существенное снижение трудозатрат:

  • общее снижение трудозатрат на ведение проектов — около 70%;
  • повышение качества сравнительного анализа различных данных и скорости анализа до 80%;
  • сокращение времени на поиск ранее разрозненной информации около 50%.

Возможности адаптации системы для управления государственными и муниципальными программами, проектной деятельностью

Применение в составе решения развитых российских продуктов («КРИТ. Основные данные» для ведения реестровых данных, управления бизнес-процессами изменения и согласования данных, ведения модели данных, а также средства бизнес-аналитики и формирования отчетности) позволяет адаптировать систему для ведения государственных и муниципальных программ, региональных и муниципальных проектов под специфику и требования конкретного заказчика.

В большинстве случаев такая адаптация выполняется конфигурационными инструментами (low-code/no-code) используемых в составе решения продуктов, что минимизирует необходимость программирования, снижая стоимость и сроки внедрения решения для новых заказчиков.

Выводы

Опыт Липецкой области подтверждает эффективность внедрения цифровых инструментов стратегического планирования и управления и показывает, как современные подходы позволяют региону достигать высоких результатов в реализации национальных проектов и государственных программ.

Возможности адаптации решения позволяют распространить этот опыт на региональном и муниципальном уровнях для повышения качества управления при решении задач стратегического планирования и развития.

Приглашаем на вебинар: цифровые решения для вашего региона

Хотите узнать, как цифровые инструменты могут вывести управление программами и проектами на новый уровень? Присоединяйтесь к вебинару «Цифровые инструменты управления программами и проектами в госсекторе: опыт Липецкой области», который пройдет 27 мая в 11:00 (МСК) в онлайн-формате.

На примере успешной практики Липецкой области вы увидите, как современные платформы позволяют повысить прозрачность, ускорить процессы и добиться реальных результатов в реализации государственных и муниципальных программ. Участников ждут практические кейсы, разбор ключевых функций системы, ответы на вопросы и возможность обсудить перспективы цифровизации именно для вашего региона или муниципалитета.

Участие бесплатное, необходима регистрация. Не упустите возможность получить эффективные инструменты для развития вашего управления!

Полный текст статьи читайте на CNews прочитано 18555 раз