Дроны для поездов, планшеты для пилотов — как развивается импортозамещение на транспорте?

11 Июня 2024 10:1711 Июн 2024 10:17 |
Поделиться

Развитие транспорта стратегически важно для Российской Федерации — самого большого по площади государства в мире. Цифровые технологии дают возможность воплощать в жизнь логистические проекты, которые раньше считались невыполнимыми. Транспортная отрасль в России сегодня лидер по цифровизации. Применение ИТ-решений на транспорте обсудили на сессии «Импортозамещение как акселератор цифровой трансформации инфраструктурных отраслей» форума «Цифровая индустрия промышленной России», прошедшего в Нижнем Новгороде. Представители крупных транспортных и ИТ-компаний рассказали о своих успехах на пути замещения западных решений, покинувших отечественный рынок.

От безопасности данных, до сохранности содержимого карманов

«Российские железные дороги» еще в 2018 году разработали ИТ-стратегию развития холдинга, которая позже была преобразована в стратегию цифровой трансформации. Начальник департамента информатизации РЖД Кирилл Семион рассказал, что при подготовке документа формулировали ответы на три основных вопроса: как с помощью тех или иных инструментов улучшить существующие процессы; какие из процессов, выполняемых вручную, можно автоматизировать; позволяет ли новый инструментарий создать новые процессы. Положительный ответ на любой из этих вопросов, дающий холдингу эффект, который может быть посчитан в денежном эквиваленте становится поводом для реализации того или иного проекта. Однако, по словам эксперта, современная политическая ситуация накладывает свой отпечаток на разработку ИТ-решений.

«Делаем любой проект, будь то электронная торговая площадка грузовых перевозок, которая прекрасно работает, по сути, некий аналог биржи вагонов, — пояснил Кирилл Семион. — Будь то продажа билетов на мультимодальные перевозки, когда вы сразу можете заказать билет от точки до точки, получив билет на автобус, на поезд, опять на автобус, и будете гарантированно доставлены туда, куда вам нужно, оттуда, откуда вы хотите уехать.Будь то производственная система, которая позволяет нам устроить график движения поездов более точно, более оперативно. На все это накладываются еще два аспекта: импортозамещение и информационная безопасность, или, как сейчас принято ее называть, кибербезопасность».

По его словам, с одной стороны, эти аспекты сделали ИТ-решения дороже и сложнее. С другой — за последние три года доказанный эффект для компании измеряется миллиардами рублей. Это позволило РЖД реализовать свои проекты с учетом вопросов импортонезависимости и информационной безопасности.

В последние годы основная задача АО «НИИАС» (научно-технологического института холдинга «РЖД», который отвечает за автоматизацию и управление сложными технологическими процессами на железнодорожном транспорте) — развитие систем интервального регулирования движением поездов, а также разработка бортовых систем безопасности и беспилотного управления поездами. Заместитель генерального директора института Павел Попов рассказал, что основной акцент в работе сегодня делается на поиске, разработке и внедрении решений, позволяющих повысить пропускную способность железной дороги с помощью современных технологий и без строительства дополнительных путей. Для реализации этой задачи активно используются технологии технического зрения.

«Мы должны иметь четкое описание цифровой инфраструктуры, и требования к точности постоянно повышается, — рассказал Павел Попов. — На какой дороге находится машина, нам нужно определять с точностью до пути. Расстояние между путями всего 5 метров. Чтобы определить местоположение объекта надо полностью описать всю инфраструктуру и поддерживать ее в актуальном состоянии. Здесь мы используем аэрофотосъемку, дроны, чтобы получить карты, которые раньше составлялись вручную, так как многие железнодорожные пути строились десятки, а то и сотни лет назад. Теперь нам помогает автоматизация обработки данных. То же самое касается непосредственно технологии автоматизации движения».

Кроме того, добавил эксперт, сейчас разрабатываются протоколы взаимодействия диспетчеров с беспилотными поездами, регламентов пожарной безопасности и т.д. Павел Попов сообщил, что работы в части автоматизации маневрового движения (работа беспилотных локомотивов на сортировочной станции) будут завершены до конца 2024 г. Беспилотный поезд РЖД планирует запустить в 2026 г.

В свою очередь, Московский метрополитен один из главных акцентов в работе делает на безопасности не только данных, но и пассажиров, рассказал начальник дирекции информационно-технологических систем и систем связи метрополитена Евгений Леглер. Повысить ее уровень удалось за счет организации работы службы безопасности и распознавания лиц на инфраструктуре с помощью видеоаналитики.

Московский метрополитен перевозит больше 8 млн пассажиров в сутки, особенное внимание уделяется тому, чтобы они не просто добрались до места назначения, но и чувствовали себя комфортно во время поездки, сказал Евгений Леглер. Отдельное подразделение метрополитена занимается изучением фидбэка от пассажиров, итогом которого становится внедрение инновационных сервисов.

«Мы очень много вкладываемся в билетные решения, мультимодальные перевозки, — пояснил Евгений Леглер. — Добавили возможность корпоративному сегменту инвестировать в билеты для своих сотрудников. Кроме того, у нас развивается биометрия, растет число клиентов, увеличивается скорость прохода. Московский метрополитен, вероятно, чемпион мира по количеству способов и скорости оплаты проезда».

Отвечая на вопрос об организации ИТ-инфраструктуры метрополитена, Евгений Леглер отметил, что организация активно использует облака для размещения клиентских сервисов. Часть сервисов размещены на инфраструктуре крупного и надёжного внешнего партнера, а основные системы и данные, обеспечивающие бесперебойное функционирование метро, хранятся во внутреннем контуре, георезервированы.

Время внутренних разработок

В 2022 году, после введения новых санкций в отношении российских компаний и ухода с российского рынка ряда иностранных вендоров, правление группы «Аэрофлот» приняло решение создать дочернюю ИТ-компанию и на ее базе развивать собственный центр ИТ-компетенций, рассказал генеральный директор «АФЛТ-Системс» группы «Аэрофлот» Денис Попов. На конец мая 2024 года в ней работает больше 300 человек.

Первым делом на обслуживание были взяты ERP-решения и ТОИР-система для поддержания летной годности воздушных судов. Кроме того, новая структура занялась интеграционными решениями, обеспечивающими обмен данными между различными системами группы «Аэрофлот».

«Также мы разрабатываем и реализуем ряд проектов, таких как информационная система «Электронный планшет для пилотов», совместимый с российской операционной системой «Аврора», — рассказал Денис Попов. — Это Flight Plan Manager для планирования маршрутов перелета самолетов. И здесь мы активно взаимодействуем с рынком, привлекаем партнеров с их идеями, ноу-хау и создаем совместно с ними первоклассные продукты. Так же один из наших передовых проектов — система управления доходами. Так, например, до 2022 г. иностранная система прогнозирования доходов, которая использовалась компанией, имела точность прогнозирования спроса около 70%. Прототип решения, разработанный «Аэрофлотом», в ходе тестирования показал результат до 90%.».

В 2022 году, после ухода из России ряда иностранных компаний, проблема импортозамещения обострилась и в «Шереметьево». Заместитель генерального директора аэропорта по ИТ Кирилл Алифанов рассказал, что многие важные зарубежные системы остались без поддержки. Был инициирован проект по глобальному импортозамещению всей экосистемы. Эта работа сегодня меняет как ИТ-ландшафт, так и бизнес-ландшафт работы аэропорта, в том числе с целью повышения эффективности бизнес-процессов обслуживания авиакомпаний и пассажиров.

«Мы не копируем те иностранные решения, которые были у нас, а фактически пишем их с нуля, — объяснил Кирилл Алифанов. — И то, что наши западные партнеры писали 15–20 лет, мы реализуем где-то за 2–2,5 года. Самое интересное, что эта экосистема, которая включает в себя и управление ресурсами, и моделирование, и применение искусственного интеллекта — вызывает достаточно большой интерес у наших коллег. Мы ведем переговоры с рядом аэропортов, которые заинтересованы в покупке этой системы. Причем как в России, так и за рубежом».

Кирилл Алифанов добавил, что развиваться помогает поддержка государства и появление ассоциаций крупных потребителей ИТ-систем. А одной из главных проблем рынка он назвал дефицит кадров.

Настоящее за мультиплатформами и глобализацией логистики

Cloud.ru в рамках цифрового импортозамещения, создал и запустил в этом году собственную платформу для публичного облака под названием Cloud.ru Evolution. Директор продуктового офиса компании Мария Грачева рассказала, что доступ к ней готовы предоставлять всем клиентам для тестирования и дальнейшей эксплуатации.

Также в этом году Cloud.ru планирует выпустить платформу по виртуализации под названием Cloud.ru Evolution Stack. Кроме строительства частного облака в контуре клиента платформа позволит реализовать гибридный сценарий потребления ресурсов объединяясь с публичным облаком Cloud.Ru Evolution.

«Много здесь было сказано про неоднородный ИТ-ландшафт представителями «Аэрофлота», РЖД, — сказала Мария Грачева. — Действительно, в одном месте найти технологический стек, который удовлетворял бы всем задачам компании, достаточно сложно. Часто бывает так, что одна платформа виртуализации или одно облако подходит под какие-то задачи, другая платформа виртуализации не подходит. И мы заложили в основу своего продукта такой функционал, который позволял бы платформам виртуализации, частным облакам, которые находятся в контуре у клиента, работать синхронизированно, управляясь из единого окна.

Если обратиться к опыту международных крупных компаний — очевидно, что мир стал мультиклаудный или мультиплатформенный. Наше движение вперед основывается как раз на такой парадигме, что мы идем к клиентам не в одиночестве, мы идем туда вместе с другими платформами и с большим количеством самых разных инструментов как для эксплуатации, так и для разработки.».

Основа цифрового суверенитета компании Cloud.ru — безопасность. В компании действует регламент безопасной разработки, основывающийся на принципе Secure by Design, а для каждого продукта используется порядка 270 деструктивных тестов и тестов на уязвимость для обнаружения и устранения угроз.

Директор Ассоциации цифрового транспорта и логистики Полина Давыдова сообщила, что транспортная отрасль в России лидирует по внедрению ИИ и цифровых технологий в целом. Ключевые компании на рынке, по ее словам, начали заниматься импортозамещением задолго до февраля 2022 года. Однако, после уходя западных компаний, этот процесс ускорился и был внедрен ряд инновационных решений. Например, на общественном транспорте сегодня повсеместно работает бесконтактная оплата проезда, в некоторых регионах можно оплатить системой Openloop — по геолокации смартфона, а после командировки уже нет необходимости предоставлять в бухгалтерию посадочный талон на самолет — электронный посадочный полностью заменил «бумагу». Начинается реализация крупнейшего федерального проекта в области мультимодальных перевозок — создание национальной цифровой транспортно-логистической платформы. В ближайшее время стартует годовой эксперимент по ее тестированию с участием крупнейших компаний отрасли и федеральных органов исполнительной власти.

«Цифровая национальная транспортно-логистическая платформа создается на платформе «ГосТех» и будет всем доступна, — отметила Полина Давыдова. — Это начало новой эпохи, о которой долго говорили и которую ждали как перевозчики, так и органы власти. Тут и упрощение бизнесу взаимодействия с государством в рамках «единого окна» и единых стандартов, в т.ч. для сокращения процедур на границе. Тут же и большие данные для транспортного-экономического баланса страны, и будущая цифровая интеграция России в торгово-логистическое пространство с дружественными странами. Платформа, по сути, прообраз будущей цифровой глобализации на мировом рынке».

Полина Давыдова пояснила, что сегодня у отечественных акторов нет возможности напрямую взаимодействовать, например, с китайской платформой LOGINK, или индийской ULIP. Такую возможность предоставит национальная транспортно-логистическая платформа, которая позволит ускорить обмен информации между ключевыми партнерами. Директор Ассоциации цифрового транспорта и логистики добавила, что основными торговыми партнерами России в ближайшее время рассматриваются, в первую очередь, страны БРИКС. Именно на интеграцию транспортной отрасли с ними и рассчитана новая платформа.

Наконец, модератор встречи Вадим Табаков, директор по стратегическому развитию направления «Транспорт» в Cloud.ru, отметил, что вектор в сторону развития платформенного подхода и коллабораций проявляется как на уровне организации бизнес-пространства, так и на уровне подходов к построению цифровой инфраструктуры: как в крупных коммерческих компаниях, так и в организациях государственного сектора. «Мы видим, что у транспортной отрасли созрел запрос на решения для реализации комплексных цифровых проектов импортозамещения. Успех таких проектов возможен исключительно при плотной совместной работе технологических компаний с бизнес-сообществом и ИЦК».

Полный текст статьи читайте на CNews прочитано 7612 раз