Активная акустика Sven MC-50: новый флагман старой школы
В последнее время компания Sven чаще радовала нас новинками в сегменте мобильных аудиосистем, и мы почти забыли о другой ее сильной стороне: активной полочной акустике. Эта линейка отличается сравнительно невысокой ценой и при этом весьма достойным качеством звучания. Меломанам со стажем, впрочем, представлять Sven в этом амплуа ни к чему — как говорится, «олды помнят». И вот, наконец, компания вернулась к истокам и представила новый флагман мультимедийной акустики — Sven MC-50.
Характеристики колонок действительно впечатляют. Заявленная общая мощность — 210 Вт, реализовано раздельное усиление каналов ВЧ и НЧ (bi-amping), в качестве усилителей используются продвинутые Texas Instruments TAS3251 со встроенным DSP. За высокие частоты отвечают шелковые купольные твитеры диаметром 26 мм, за низкие — крупные динамики диаметром 142 мм с диафрагмой из стекловолокна. С подключением тоже полный порядок: естественно, есть линейный вход, плюс цифровой оптический и даже HDMI (ARC) с поддержкой управления с помощью ПДУ телевизора (HDMI CEC), который заметно упрощает интеграцию акустики в систему домашнего кинотеатра. За беспроводное Bluetooth-подключение отвечает чип Qualcomm QCC3031, благодаря которому поддерживается кодек aptX, причем как в «базовой», так и в HD-версии.
Разумеется, у Sven MC-50 есть и собственный пульт дистанционного управления, плюс целый ряд интересных «фишек» — от наклонной передней панели с выведенным на нее отверстием фазоинвертора до весьма обширной комплектации. В общем, свой заявленный флагманский статус колонки явно оправдывают. При этом производитель предлагает их по сравнительно невысокой цене — около 24 тысяч рублей на момент подготовки обзора. Потенциально перед нами очень достойный способ погрузиться в мир Hi-Fi-звучания с минимальными затратами.
Заявленные технические характеристики
Динамики | НЧ: ∅142 мм (6,5″) ВЧ: ∅26 мм (1,25″) |
---|---|
Частотный диапазон | 27 Гц — 27 кГц |
Заявленная мощность | 210 (2×105) Вт |
Входы |
|
Поддерживаемые кодеки | SBC, AAC, aptX, aptX HD |
ПДУ | есть |
Габариты одной колонки (Ш×В×Г) | 230×357×264 мм |
Масса | 11,7 кг (пара) |
Ориентировочная стоимость | 24 тысячи рублей на момент тестирования |
Упаковка и комплектация
Поставляется Sven MC-50 в коробке из неокрашенного картона, на которую нанесены одноцветные изображения самой акустики, ее краткие характеристики и логотипы производителя. Внутри колонки дополнительно помещены в пластиковый пакет и надежно удерживаются ложементами из пенистого материала — за сохранность при транспортировке можно не волноваться.
Комплектация максимально полная — есть всё необходимое для подключения и использования. Кроме, пожалуй, кабеля HDMI. Но он пригодится только при организации домашнего кинотеатра, а там вопросы коммутации всё равно придется решать отдельно. В комплект помимо самих колонок входят:
- аудиокабель 2×RCA — миниджек 3,5 мм
- оптический кабель
- кабель питания
- акустический кабель для подключения пассивной колонки к активной
- пульт дистанционного управления
- элементы питания типа ААА
- документация
Кабель для аналогового подключения выполнен на достойном уровне качества, его длины в 1,5 метра должно хватить в большинстве сценариев.
Оптический кабель неожиданно длинный — целых 3 метра, которых явно с запасом хватит даже при подключении активной колонки к какому-нибудь плееру или игровой приставке, размещенной в стойке под ТВ, например.
Для подключения колонок друг к другу используется массивный кабель с двумя четырехконтактными разъемами — для активной акустики с биампингом это стандартное решение. Его длина — 3 метра. Этого хватит, чтобы широко расставить колонки и добиться выраженного стереоэффекта.
Пульт традиционно поставляется вместе с фирменными батарейками ААА — покупать их отдельно не придется. Про его возможности мы подробно поговорим в соответствующем разделе обзора.
Внешний вид
Дизайн у Sven MC-50 минималистичный и прагматичный — ничего лишнего, никаких бросающихся в глаза декоративных элементов. Задача устройства — скорее раствориться в интерьере, чем стать заметной его частью. Корпус выполнен из MDF и покрыт пленкой с имитацией текстуры черного ясеня. Сразу бросается в глаза наклонная передняя панель — очень удачный ход, позволяющий направить звук в сторону головы, а не груди слушателя при размещении колонок на рабочем столе.
Решетки на передней панели обтянуты черной звукопроницаемой тканью, в верхней их части размещен небольшой серебристый логотип производителя.
Грили надежно удерживаются четырьмя штифтами, снимаются и ставятся обратно они с усилием чуть выше среднего. Крепления металлические и довольно массивные, так что сомнений в их надежности не возникает.
Со снятыми грилями акустика традиционно выглядит чуть эффектнее — открываются черная матовая панель, динамики и отверстие фазоинвертора. Хотя кому-то такой вид может показаться излишне брутальным — тут, как всегда, дело вкуса. Ну и не стоит забывать, что с решетками динамики лучше защищены от любопытных детей и домашних животных.
Еще один плюс снятых решеток — светодиодный индикатор на передней панели активной колонки становится заметнее. Через ткань он тоже просматривается, но при ярком дневном свете — уже не так хорошо, как хотелось бы. За небольшим пластиковым «окошком» индикатора также скрыт ИК-датчик, отвечающий за прием сигнала с пульта дистанционного управления.
Разноцветный индикатор подсказывает, какой вход в данный момент активен, а также сигнализирует о достижении предельных уровней регулировок. В режиме ожидания он просто светится красным.
За воспроизведение НЧ-диапазона отвечает размещенный в нижней части передней панели динамик с диафрагмой из стекловолокна диаметром 142 мм (6,5 дюйма).
Высокие частоты воспроизводит купольный твитер с шелковой мембраной диаметром 26 мм (1,25 дюйма), на крепление которого нанесен едва заметный логотип производителя.
Отверстие фазоинвертора выведено на переднюю панель, что обеспечивает Sven MC-50 акцентированный бас, а заодно позволяет без опасений размещать колонки практически вплотную к стенам.
На задней стенке активной колонки размещена панель подключения, наполнение которой мы подробно разберем ниже, там же можно найти наклейку с краткой технической информацией об устройстве. У пассивной колонки в том же месте мы видим только разъем для подключения к усилителю в активной.
На правой боковой панели активной колонки находятся ручки управления громкостью и работой темброблока. Все стенки акустики аккуратно обтянуты виниловой пленкой, которая устойчива к появлению пятен от прикосновений, а при необходимости легко очищается.
Верхняя и нижняя панели выполнены из MDF, покрытого матовой черной пленкой, которая еще более устойчива к загрязнениям. На дно наклеены ножки, сделано это чуть-чуть неровно — перфекционисты могут быть слегка шокированы. К счастью, при повседневном использовании акустики этот нюанс по понятным причинам совершенно не заметен.
Ножки маленькие, их цель — обеспечить более-менее устойчивое размещение колонок на горизонтальной поверхности. С задачей поглощения лишних вибраций они явно не справятся, так что если есть возможность разместить колонки на специальной подставке — стоит это сделать.
Конструкция
Металлическая панель на задней стенке активной колонки закреплена с помощью нескольких винтов и сравнительно легко снимается. Дальнейший демонтаж тоже возможен — большая часть компонентов присоединена к плате с помощью шлейфов с разъемами. Но совсем просто не будет, разъемы обильно залиты компаундом, попытки удалить который чреваты нарушением их целостности. Тем не менее, акустика вполне ремонтопригодна.
Электроника размещена на трех платах. Самая компактная установлена на внутренней стороне передней панели — на ней находятся светодиодный индикатор и ИК-приёмник. Две основные прикреплены изнутри к задней панели одна над другой. Нижняя выполняет функции импульсного блока питания, а на верхней размещены элементы системы обработки и усиления звука.
Импульсный блок питания находится на отдельной плате, что немного снижает уровень наводок, и построен по типовой архитектуре. На плате хорошо видны два массивных радиатора охлаждения, крупный силовой трансформатор, диодный мост, а также электролитические конденсаторы бренда Sunvika, принадлежащего китайской компании Shenzhen Sanzhijia Electronics. Общее качество монтажа — высокое: всё выглядит аккуратно, подверженные нагреву элементы дополнительно зафиксированы компаундом. Судя по маркировке и ссылке на сайт (который, впрочем, не работает), плата приобретается в сборе у стороннего производителя.
На нижней части основной платы также видна маркировка, которая сообщает нам о том, что производится она специально под рассматриваемый продукт. Внешний вид не очень «нарядный», но при этом серьезных вопросов к качеству монтажа нет. По центру видны крепления радиатора и обширные зоны теплоотвода с множеством металлизированных дорожек, над которыми размещены усилители.
Лицевая сторона усилительной платы скрывает под массивным алюминиевым радиатором основную силовую часть тракта. Рядом размещены банки фильтрующих конденсаторов и крупные SMD-резисторы. Компоновка продуманная, элементы подобраны качественные — пусть и не из премиального сегмента, но и не самых бюджетных.
Под радиатором обнаружился немного избыточный слой термопасты, а также два усилителя, что логично, учитывая реализацию биампинга.
В качестве усилителей используются TAS3251 с цифровой обработкой сигнала (DSP). Это довольно продвинутое решение Texas Instruments класса D, оснащенное ЦАП Burr-Brown. В стереорежиме TAS3251 способен выдавать до 2×175 Вт на нагрузку 4 Ом или до 2×220 Вт на 3 Ом, а в монорежиме — до 350 Вт.
За обработку сигналов и коммутацию источников отвечает мультимедийный SoC ATS2853 (Actions Semiconductor). Теоретически он способен обеспечить полную работу акустики — в чип интегрированы Bluetooth и ЦАП, однако реализованы они на «самом базовом» уровне. Поэтому в данном устройстве для Bluetooth используется отдельный специализированный модуль, а роль ЦАПа выполняет интегрированный в усилитель чип Burr-Brown.
Микросхема на модуле Bluetooth традиционно прикрыта наклейкой, которая легко удаляется. Под ней обнаруживается чипсет Qualcomm QCC3031 — уже не самый свежий, но по-прежнему актуальный и поддерживающий в числе прочих «хайрезный» кодек aptX HD.
Корпус у акустики добротный, выполнен из плотного MDF. Внутри — демпфирующий материал. Причем не какой-нибудь символический кусок синтепона, приклеенный к магниту НЧ-динамика, как это нередко бывает, а полноценный слой, аккуратно закрепленный по периметру. Всё это внушает надежду на эффективное подавление внутренних резонансов, а значит — на плотный, собранный бас без лишней гулкости. Маркировка на низкочастотном динамике подсказывает, что он разработан специально для тестируемой акустики, а его импеданс составляет 4 Ом.
Пористым материалом также покрыты кабели, проложенные внутри корпуса. К сборке претензий нет — всё по фэншую. Судя по маркировке на твитере, он тоже сделан специально для конкретных моделей Sven. Его импеданс — 6 Ом.
Подключение
Для подключения активной колонки к пассивной предусмотрен комплектный кабель, о котором мы говорили выше. Форма коннектора исключает ошибочное подключение, так что здесь всё максимально просто — подключаем, для большей надежности фиксируем с помощью кольца с резьбой.
Панель для подключения источников звука расположена на задней стенке активной колонки. Всего предусмотрено три входа:
- линейный (2×RCA)
- цифровой HDMI (ARC)
- цифровой оптический (S/PDIF)
Информации о возможностях цифровых входов в инструкции нет. Однако, если заглянуть в даташиты, можно увидеть, что ЦАП Burr-Brown внутри TAS3251, как и встроенный в ATS2853, поддерживает частоты дискретизации до 96 кГц — будем считать это верхним порогом.
Поскольку раструб фазоинвертора выведен на переднюю панель, колонки можно размещать близко к стене — на звук это почти не повлияет. Однако полностью вплотную поставить не получится: коннекторы на задней панели всё равно требуют небольшого и вполне разумного отступа.
После активации Bluetooth-подключения колонка некоторое время пытается отыскать «знакомые» устройства, если не получается — запускает режим сопряжения. Далее остается найти ее в соответствующем меню используемого гаджета и подключить. Мультипойнт Sven MC-50 не поддерживает, с помощью утилиты Bluetooth Tweaker был получен полный список поддерживаемых кодеков и их режимов.
Список кодеков помимо традиционных SBC и AAC включает в себя aptX и даже более «хайрезный» его вариант — aptX HD. При этом максимум параметра Bitpool у SBC выставлен на уровне 53 — чуть больше, чем в рекомендованном профиле High Quality, который подразумевает значение 51. Предельный битрейт у AAC установлен на максимальном поддерживаемом уровне 320 Кбит/с. В общем, с кодеками у колонок всё просто замечательно. Позаимствуем иллюстрацию из инструкции, чтобы еще раз наглядно показать все варианты подключения акустики к разным источникам.
Управление и эксплуатация
Три ручки управления выведены на боковую панель активной колонки — решение распространенное, но всё же спорное. С одной стороны, это визуально разгружает переднюю панель, с другой — пользоваться регуляторами становится чуть менее удобно. Все три — валкодеры без ограничения угла вращения, с приятным усилием и мягкими, но хорошо ощутимыми кликами. Два нижних отвечают за регулировку НЧ и ВЧ, верхний — за громкость, при нажатии он также переключает активные входы.
Ограничения по углу вращения нет, как нет и рисок, указывающих на текущее положение регуляторов. Экранчик, на который можно было бы вывести параметры, тоже отсутствует. Светодиодный индикатор может лишь просигнализировать миганием о достижении предельных значений. В итоге ориентироваться приходится исключительно на слух, что, мягко говоря, не слишком удобно. Пожалуй, отсутствие более-менее информативной индикации состояния — основной и чуть ли не единственный повод всерьез покритиковать Sven MC-50.
В нижней части панели расположен разъем миниджек для наушников, при подключении которых звук в самой акустике автоматически отключается — при настольном размещении эта опция может периодически пригождаться.
С отображением активного входа светодиодный индикатор справляется предсказуемо неплохо — нужно лишь запомнить, какой цвет соответствует какому источнику:
- Зеленый — линейный вход
- Белый — оптический S/PDIF
- Розовый — HDMI (ARC)
- Синий — Bluetooth
Не самое удобное расположение панели управления частично компенсируется наличием у Sven MC-50 пульта дистанционного управления, с которым пользователь, скорее всего, будет взаимодействовать гораздо чаще. Пульт компактный, кнопки нажимаются с приятным усилием и отчетливым кликом. Управление воспроизведением и громкостью вынесено на «кольцо» в верхней части, которое удобно использовать на ощупь.
Перечислять назначение всех клавиш не будем, просто позаимствуем иллюстрацию из инструкции к устройству, где всё показано максимально подробно и наглядно. Отдельно надо отметить наличие клавиши Reset, возвращающей регуляторы темброблока и громкости в значение по умолчанию — в отсутствие индикации среднего положения ручек очень важно иметь такой инструмент под рукой.
Мы регулярно делаем акцент на том, что расположенные на столе колонки критично важно приподнять до уровня головы или хотя бы наклонить, используя для этого любые подручные средства — от специализированных подставок до стопки книг. В данном случае производитель позаботился об этом заранее, наклонив переднюю панель — отличное решение для домашней мультимедийной акустики.
Звук и измерения АЧХ
Колонки крупные и громкие — без труда озвучат комнату среднего размера. Сравнительно большой НЧ-динамик и выведенное на переднюю панель отверстие фазоинвертора позволяют рассчитывать на ярко выраженный и плотный нижний диапазон. Баса действительно предостаточно — акцент ощущается сразу, в заводских настройках колонки звучат по-настоящему басовито. Заодно немного приподнят и верхний регистр — для большей выразительности и яркости звучания. В результате звук получается далеко не «мониторным», зато эффектным.
Посмотрим на график АЧХ, полученный методом квазибезэхового измерения: на нем отчетливо видны пики в области низких и высоких частот. В небольшом помещении и при установке колонок близко к стенам бас может ощутимо «гудеть», хотя в целом звучание остается довольно плотным. В танцевальных треках и электронной музыке такая настройка создает ощущение дополнительной «мощи», но при прослушивании рока может заметно «размывать» атаку бас-гитары. В треке Deadmau5 — Strobe очень впечатляюще звучит постепенно нарастающий басовый слой, разворачивающийся примерно с середины композиции. А вот в начале Muse — Hysteria бас-гитара подается без характерной «звенящей» атаки медиатора и с почти стертыми «хвостами» затухающих нот.
Выраженный подъем в районе 13 кГц создает ощущение «воздушности», но на некоторых записях приводит к излишне резкому звучанию. Так, например в треке Diana Krall — The Look of Love акценты на ВЧ дают ощущение пространства и легкости, воспринимаясь очень органично. А вот в Imagine Dragons — Believer агрессивные высокие в перкуссии делают звук избыточно резким, особенно при прослушивании на громкости выше средней.
В общем, свой характер у Sven MC-50 есть, но всё же главная их особенность — на удивление ровная и детально подаваемая середина, которая прекрасно звучит в любых жанрах — от легкого джаза и до техно. Колонки уверенно справляются как с камерными записями, где важна тонкая передача нюансов, так и с плотным электронным саундом. Вокал звучит естественно и выразительно, не теряясь даже на общем фоне микса, а солирующие инструменты передаются точно и с хорошей артикуляцией.
Что касается акцентов на краях диапазона, от них довольно легко избавиться с помощью темброблока. Переместимся в условную точку прослушивания и посмотрим на графики, полученные при переводе регуляторов эквалайзера в крайние положения. Для наглядности графики представлены с максимальной степенью сглаживания — в данном случае нас интересуют не тонкие особенности звучания самой акустики, а качество работы эквалайзера.
Видно, что темброблок работает эффективно и в нужных нам областях — почти не затрагивая так порадовавшую нас «ровную» середину. Соответственно, ничто не мешает слегка ослабить акцент на басе и одновременно немного приглушить верхние частоты. Превратить Sven MC-50 в студийные мониторы таким способом, конечно, не получится, но сделать звук более сбалансированным — вполне. Честно говоря, нам бы хотелось, чтобы именно такой характер звучания был установлен по умолчанию. Но разработчики сделали ставку на максимальный вау-эффект из коробки — тут их можно понять, в этом решении тоже есть своя логика.
Итоги
Sven MC-50 наглядно демонстрирует, какой может быть сравнительно доступная акустика без лишних компромиссов. Дизайн строгий и при этом приятный, наклонная передняя панель справляется со своей задачей — направляет звук в сторону головы слушателя при настольном размещении. Четыре варианта подключения позволяют использовать акустику как в роли настольной, так и в составе домашнего кинотеатра.
К качеству сборки и подбору компонентов претензий нет: это не топовый сегмент, но решения добротные, аккуратно подобранные и уверенно выполняющие свою функцию. Главный и, пожалуй, единственный серьезный повод для критики — отсутствие хотя бы небольшого экрана. Управлять колонками практически вслепую, полагаясь исключительно на слух, не всегда удобно.
Звук у MC-50 насыщенный, эффектный, с плотным басом и подчеркнутыми верхами — в общем, со своим характером. Это явно не мониторное, а скорее «развлекательное» звучание. Если хочется больше нейтральности, на помощь приходит встроенный темброблок: он работает точно, аккуратно и не трогает главное — ровную, детализированную середину. Если коротко — Sven сделали именно то, чего мы от них ждали: доступную, универсальную и приятно звучащую мультимедийную акустику.
Полный текст статьи читайте на iXBT прочитано 16483 раза