Павел Таранов, МТС: Микросервисный подход позволяет экосистеме быстрее двигаться и меняться

Телеком

17 Июня 2024 10:0017 Июн 2024 10:00 |
Поделиться

В сфере телекоммуникационных услуг в последние годы наметился тренд: с развитием экосистемного подхода многие компании отказываются от решений, основанных на монолитных архитектурах, и переходят на микросервисные платформы. Компания МТС также объявила об отказе от биллинговой системы Foris, которую заменят микросервисная индустриальная Telecom Platform и экосистемные платформы, позволяющие расширить возможности управления продуктами и сервисами экосистемы. О том, какие изменении для пользователей МТС означает этот шаг, сколько займет миграция и почему будущее именно за микросервисной парадигмой, в интервью CNews рассказал Павел Таранов, CPO Telecom Platform МТС.

«От внешних решений — к собственной разработке»

CNews: Почему возникла необходимость начать переход с Foris на Telecom Platform?

Павел Таранов: Биллинговая система Foris использовалась на протяжении двадцати лет, но возможностей, которые она давала нам как телеком оператору, для экосистемы недостаточно. МТС развивает экосистему продуктов и сервисов, и различные цифровые задачи, связанные с обеспечением нетелекомовских услуг, сложно реализовывать в старой парадигме. В новой экосистемной модели мы выделяем телеком как одну из индустрий для экосистемы.

Так же мы облегчаем телеком как индустрию, выделяем то, что не зависит от индустрии, то что универсально, в экосистемные платформы, а в телекоме оставляем то, что специфично для индустрии, и то, что мы оставили, мы назвали — Telecom Platform.

CNews: Из каких основных частей состоит архитектура Telecom Platform?

Павел Таранов: Telecom Platform — это индустриальная платформа, предоставляющая возможности управления ресурсами и сервисами телеком индустрии. Она состоит из семи основных частей: управление сервисами и ресурсами, индустриальным профилем, предоставление и активация сервисов и ресурсов, учет и оценка их потребления. Говоря на профессиональном языке, мы сделали выбор в пользу облегченной индустрии, а не в пользу классических парадигм TMForum-а, решений BSS/OSS. По сути, на базе Telecom Platform, которая представляет собой одного из сервис-провайдеров для экосистемы, мы конфигурируем сервисы и ресурсы, которые собираются в продукты на уровне экосистемных платформ. Например, как таковых тарифов в Telecom Platform не существует. Есть сервисы и ресурсы, которые собираются в продукты на уровне экосистемных платформ.

CNews: Как бы вы описали преимущества новой платформы?

Павел Таранов: В первую очередь, конфигурируемость. Так как в рамках Telecom Platform остаются только телеком-специфичные вещи, вся оркестрация исполнения заказов проходит на экосистемных платформах. Это позволяет ускорить вывод продуктов на рынок и их обновление. Мы формируем продукты на уровне low-code, на уровне конфигурирования настроек на экосистемных платформах. Нам не требуется какие-то сложные технические изменения делать на Telecom Platform. Мы просто управляем этими параметрами.

Второе — это возможность на уровне экосистемы управлять ценами, персонализацией для продуктов из разных индустрий, а также гибкое бандлирование продуктов при подключении различных конвергентных предложений.

Еще одно преимущество — более низкая совокупная стоимость владения ИТ-ландшафтом по сравнению с монолитной Foris за счет реализации платформ, перехода на Cloud Native, а также переиспользования сервисов индустрии и других продуктов.

Наконец, Telecom Platform — это наша собственная разработка, обеспечивающее технологическую независимость.

CNews: Telecom Platform является микросервисной платформой. А что из себя представляет микросервисный подход?

Павел Таранов: Правильней будет сказать, что Telecom Platform реализована на основе других технологических платформ и микросервисной архитектуре. В частности, весь ландшафт МТС использует компоненты платформы The Platform, в составе которой есть внутренняя PaaS-платформа, которая обеспечивает микросервисную архитектуру остальных платформ и решение технологических вопросов.

Еще наша компания использует DataOps-платформу, которая позволяет оперировать большими данными, и Integration Platform для интеграции в ИТ-ландшафт.

Всего на базе Telecom Platform реализовано более 120 микросервисов, и каждый из них выполняет небольшую атомарную задачу. Микросервисы могут независимо от других частей системы и масштабироваться, и рефакториться. При этом не нарушается высокая доступность системы в целом.

«Проще, быстрее, облачнее»

CNews: Можно ли сказать, что переход на такую микросервисную архитектуру — это один из главных мировых трендов среди ИТ-экосистемы?

Павел Таранов: Я думаю, да. Зарубежные аналитики выделяют три главных тренда ИТ-индустрии: проще, быстрее, облачнее. Проще — это про принцип low-code, быстрее — про микросервисы, облачнее — про Cloud Native.

Компания МТС следует всем этим трендам. Если говорить именно про микросервисный подход, то он позволяет экосистеме быстрее двигаться и меняться. То есть мы создаем определенные блоки, которые можно оперативно обновлять и менять, не затрагивая другие команды и решения архитектуры.

Но дело даже не в том, что микросервис — это тренд: здесь очевидны выгоды для компании и клиентов, так как микросервисная парадигма, помимо всего прочего, позволяет снижать издержки, связанные с изменениями. И, в частности, с переходом в эту архитектуру мы двигаемся в сторону модели небольших, продуктовых инженерных команд.

CNews: На ваш взгляд, каковы ключевые возможности для развития экосистемы МТС после перехода на микросервисную платформу?

Павел Таранов: Микросервисная модель в первую очередь позволяет организовать эффективную разработку вокруг ключевых бизнес и функциональных возможностей экосистемы и перейти от традиционного ИТ-ландашфта на базе ИТ-систем к композитной архитектуре. Объединяя микросервисы в платформы, мы обеспечиваем композитность и гибкую цифровую основу для реализации конечных решений и цифровых продуктов.

Кроме того, это расширяемость и открытость. Микросервисная модель позволяет реализовывать более эффективные сценарии взаимодействия с партнерами.

Также этот подход обеспечивает безопасность и надежность: многие вещи можно внедрить еще на стадии проектирования и разработки, а стандарты обеспечивают соответствие регуляторным требованиям.

CNews: Какие новые сервисы для клиентов поможет запустить Telecom Platform?

Павел Таранов: Наша платформа, вместе с входящей в контуры МТС экосистемной платформой The Platform, позволяет создавать различные персонализированные сервисы и предложения для клиентов. По сути, Telecom Platform — это набор возможностей, из которых мы уже на уровне экосистемы, используя возможности персонализации, бандлирования и прочего, можем достаточно гибко комбинировать предложения под каждого отдельного пользователя.

Кроме того, на уровне экосистемных платформ можно назначать персональную цену на услугу, предоставлять различные конвергентные предложения и так далее. То есть персональный состав пакета — это различные опции и сервисы разных индустрий и цифровых продуктов: онлайн-кинотеатр KION, «Строки», Premium, мобильная и фиксированная связь и т.д.

CNews: Какие из сервисов стоит ожидать уже в самое ближайшее время?

Павел Таранов: Например, недавно мы запустили обмен минут разговоров на бонусные баллы для поездок на самокатах Юрент, эта механика стала возможна как раз благодаря новой платформе. Также скоро будет доступен сервис, в рамках которого голосовой ассистент с помощью генеративных ИИ-моделей помогает распознать мошенников: абоненту на основе анализа разговора поступит сигнал, что, вероятно, есть некая угроза. Кстати, генеративная модель от МТС заняла первое место в рейтинге больших языковых моделей искусственного интеллекта. Появятся новые возможности за счет персонализации

CNews: А насколько чувствительным для пользователей МТС окажется переход на новую платформу?

Павел Таранов: МТС будем предлагать абонентам новые гибкие тарифы. К тому же появятся новые возможности за счет персонализации, о чем мы уже говорили. Но для пользователей, которых не заинтересуют новые предложения, процедура миграции и перезапуск на новых платформах все равно будет бесшовной и прозрачной.

CNews: Существуют ли какие-то риски для клиентов?

Павел Таранов: Никаких рисков для абонентов нет, в компании разработан эффективный процесс запуска и вывода новой функциональности в коммерцию. Он включает в себя несколько систем контроля качества кода, так называемых Quality Gates. Также есть возможность запуска функциональности на части абонентской базы. У абонентов появятся новые возможности что-то настраивать и менять внутри своего пакета. Сам сервис же только улучшится.

CNews: Какой срок займет миграция? Или о точных сроках говорить пока сложно?

Павел Таранов: Процесс будет многоэтапным. Мы планируем, что на Telecom Platform в течение этого года перейдет примерно четверть абонентов МТС. А в ближайшие три года — все пользователи.

CNews: Средство платежа при использовании системы Foris — это абонентский счет, к которому привязаны все остальные сервисы. Система оплаты изменится при переходе на Telecom Platform?

Павел Таранов: Система оплаты не изменится, но, возможно, появятся некие дополнительные возможности. Однако лицевые счета и договоры, которые использовались в рамках системы Foris для взаиморасчетов с клиентами, мигрируют на экосистемные платформы.

Важно отметить, что Telecom Platform — это не биллинг и не экосистемная платформа. Компания МТС весь свой ландшафт разделила на две категории: продукты и платформы. А платформы, в свою очередь, делятся на экосистемные и индустриальные. Telecom Platform обеспечивает работу с индустриальными сервисами, а все экосистемные платформы относятся к The Platform.

CNews: Вы уже упомянули, что Telecom Platform — это российская разработка. Насколько далеко продвинулись отечественные решения на этом направлении?

Павел Таранов: Telecom Platform — действительно полностью российская разработка, созданная сотрудниками МТС. В ней нет никаких компонентов импортного программного обеспечения. Если же говорить о процессе импортозамещения ПО в целом, для РФ, то ситуация очень сильно различается для разных сегментов рынка и зависит от множества факторов. Но в сфере российского телекома действительно есть возможности для импортозамещения системного ПО для критических ИТ-систем в пользу решений, которые работают на основе open source.

erid: LjN8KSsGxРекламодатель: ПАО МТСИНН/ОГРН: 7740000076/1027700149124Сайт: https://moskva.mts.ru/

Полный текст статьи читайте на CNews прочитано 3196 раз