Командная работа: роль проектировщика на каждом этапе разработки сайта

Обычно проектировщик создает прототип и погружается в следующий проект. Мы протестировали подход, где он участвует на каждом этапе работы над сайтом.

Проектировщик — это такой аналог геймдизайнера в разработке игр. Или сценариста в кино. Он автор исходной концепции, и у него есть целостное видение проекта. Он больше всего анализировал конкурентов и их решения. Поэтому именно этот специалист должен курировать проект на всех этапах.

Особенно проектировщик пригождается на этапе дизайна и кода. У дизайнера и программиста свое понимание того, как можно сделать лучше. Их идеи могут оказаться удачнее. А может быть так, что их внедрение сломает что-то в проекте. Вот за этим и нужен проектировщик. Он следит, чтобы новые решения улучшали проект, а не наоборот.

Это не значит, что задача дизайнеру или разработчику поставлена недостаточно подробно. Авторский надзор — это важная часть любого сложного проекта, где есть какой-то изначальный «автор идеи». Этот подход снижает влияние человеческого фактора на проект: кто-то может проявить свою «креативность» не к месту, либо по-своему истолковать формулировку из технического задания.

Делимся тем, как проектировщик взаимодействует с командой в нашей студии.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков.

Пресейл

Брифинг и создание концепции | Взаимодействие с аккаунт-менеджером

Проектировщик может помочь аккаунт-менеджеру в подготовке к брифингу клиента. Он составляет список узконаправленных вопросов. Информация, собранная проектировщиком и аккаунтом совместно, получается более ценной.

На основе результатов брифинга они вместе создают концепцию будущего сайта: анализируют задачи и проблемы клиента, затем прорабатывают возможные решения.

Структура концепции сайта в ADN

Одновременно с концепцией разрабатывается предварительная смета. Здесь проектировщик помогает с детализацией: за счет своего опыта он лучше знает, как поделить крупные задачи на более мелкие. Еще он отмечает, где и в какой момент при разработке могут возникнуть проблемы, неочевидные для заказчика или аккаунт-менеджера, и закладывает в смету то, что нужно для решения этих проблем. Так документ получается более точным.

Проектирование

Глубинное интервью | Взаимодействие с проект-менеджером и заказчиком

Когда бриф заполнен, а по нему разработаны и утверждены концепция со сметой — начинается основная часть проекта. Для этого информации из брифа не хватит, ведь он нужен, чтобы быстро оценить проект и понять, подходит ли студия клиенту. Сейчас нужен не просто брифинг, а глубинное интервью.

Проектировщик и проект-менеджер задают вопросы клиенту: выясняют основные сценарии взаимодействия пользователя с сайтом, уточняют детали об интеграции внешних сервисов.

За счет опыта двоих специалистов мы получаем более полную информацию, выясняем неявные требования и сценарии. Часто в ходе интервью генерируются новые идеи. Все это пригодится на этапе проектирования — знания, полученные в такой беседе, помогают спроектировать продукт, который будет соответствовать бизнес-задачам клиента.

Составление структуры сайта | Взаимодействие с маркетологом

Для многих проектов важно провести семантическое проектирование — подбор поисковых слов, которые описывают компанию и её продукт. Это нужно для того, чтобы сделать сайт, который бы собирал больше трафика и успешно продвигался в поисковых системах.

Проектировщик совместно с маркетологом изучают запросы пользователей и конкурентов. Затем на основе семантического проектирования они прорабатывают оптимальную структуру сайта.

Структура сайта после полной проработки семантического ядра

Проработка функционала | Взаимодействие с разработчиками

Проектировщик не всегда разбирается в технических вопросах так же хорошо, как разработчики. Даже небольшие нюансы могут обернуться неопределенностями на разработке.

Например, в прототипе интернет-магазина есть фильтрация по брендам товаров. Но проектировщик не уточнил, есть ли это поле в 1С и может ли оно оттуда выгружаться. Сработал самый неудачный сценарий: этого поля нет в базе данных 1С. Разработчику пришлось бы проделать дополнительную работу: обновить схему данных выгрузки из 1С и согласовать ее клиентом.

Поэтому проектировщику важно уточнять детали и консультироваться насчет возможных рисков.

Когда проектировщик передает прототип разработчикам, он готовит блок-схемы и диаграммы, в которых показана логика работы проекта. Затем составляет техническое задание для дальнейшей работы.

Так выглядит блок-схема проекта

Внутреннее согласование | Взаимодействие с менеджером проекта и арт-директором

Менеджер отвечает за результат работы и за коммуникацию с клиентом. Поэтому он всегда должен быть в курсе того, что происходит на проекте. Проектировщик показывает ему наброски прототипов, обсуждает проблемы и пути их решения.

Менеджер проекта всем доволен, прототип готов. Теперь проектировщик презентует его арт-директору — он может предложить более гибкие решения и указать на недочеты. Только после того, как прототип прошел внутреннее согласование, его можно показывать клиенту.

Дизайн

Курирование дизайна | Взаимодействие с дизайнерами

До того, как дизайнеры приступят к работе над проектом, проектировщик проводит для них презентацию прототипа: подробно описывает структуру, логику работы и принципы расположения элементов.

Скрин прототипа

Иногда дизайнеры могут, например, поменять элементы местами ради красоты и лаконичности. Или вовсе от чего-то отказаться. Чтобы избежать несостыковок, подключается проектировщик: консультирует по логике, контролирует соответствие прототипу и помогает найти компромиссные решения.

Разработка

Консультирование по логике функционала | Взаимодействие с разработчиками

Разработчики создают сайт, ориентируясь на техническое задание и прототип. Обычно этого достаточно, но если вдруг появится вопрос — проектировщик всегда сможет проконсультировать, что имелось в виду и в каких местах можно что-то упростить.

Фрагмент ТЗ для разработчиков

Со временем мы поняли: когда проектировщик участвует на всех этапах создания сайта, прототип получается более проработанным, а сайт соответствует бизнес-целям клиента.

Проектировщик — это в первую очередь хороший аналитик. На брифинге он помогает собрать больше полезной информации, точнее просчитать смету, предусмотреть возможные проблемы.

Проектировщик досконально разбирается в структуре и логике работы сайта — значит его консультации полезны для дизайнеров, а взаимодействие с разработчиками приносит в проект новые решения.

Бонус:

Делимся опытом в проведении брифинга: какие вопросы важны и почему мы их задаем.

Подробно рассказываем о проектировании в ADN. С матрицами, примерами документов и советами.

Составили список самых важных вещей, о которых нужно помнить клиенту, принимая прототип.

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine прочитано 18412 раз