Как власти сэкономили 700 млрд руб. на финансировании «Цифровой экономики»
Цифровизация
Общие затраты на реализацию нацпрограммы «Цифровая экономика» сократились почти в два раза — с 1,6 млрд руб., запланированных в 2019 г., до 903 млрд руб. Наибольшему сокращению за время реализации нацпрограммы подверглись затраты на федпроекты «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность» и «Подготовка кадров для цифровой экономики». А вот расходы на федпроект «Цифровое государственное управление», наоборот, выросли.
Расходы на реализацию нацпрограммы «Цифровая экономика»
CNews изучил паспорт национальной программы «Цифровая экономика». Документ предполагает общие затраты в размере 940,6 млрд руб. за 2019–30 гг., из которых федеральный бюджет должен выделить 804 млрд руб., внебюджетные источники — 136 млрд руб. Наибольшие затраты приходятся на 2019–24 гг. — 903 млрд руб., из которых на федеральный бюджет придется 769 млрд руб. Это связано с тем, что с 2025 г. на смену «Цифровой экономике» придется новая нацпрограмма — «Экономика данных». В то же время финансирование некоторых мероприятий в нацпрограмме «Цифровая экономика» предусмотрено и после 2024 г
Как изменялась программа «Цифровая экономика»
Первая версия программы «Цифровая экономика» была подготовлена Минкомсвязи в 2017 г. по поручению Президента Владимира Путина и утверждена Правительством. Программа содержала пять разделов: «Информационная безопасность», «Информационная инфраструктура», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов», «Нормативное регулирование» и «Кадры и образование».
Куратором направлений по инфраструктуре, безопасности и технологиям было Минкомсвязи, по нормативному регулированию и образованию — Минэкономразвития. В конце 2017 г. Правительственная комиссия по цифровому развитию утвердила планы мероприятий по указанным разделам, предусматривающие финансирование на 2018–20 гг. (в первой версии плана финансирования мероприятий по образованию не было предусмотрено).
В 2018 г. было решено осуществить перезапуск программы «Цифровая экономика»: она была преобразована в нацпрограмму, а ее разделы — в федеральные проекты. Тогда же Минкомсвязи было переименовано в Минцифры.
В конце 2018 г. Правительственная комиссия по цифровому развитию утвердила шесть федпроектов с планом финансирования на 2018–21 гг. Из них пять тождественны ранее входившим в программу направлениям: «Информационная безопасность», «Информационная инфраструктура», «Цифровые технологии», «Подготовка кадров для цифровой экономики» и «Нормативное регулирование». В нацпрограмме появился шестой федпроект — «Цифровое государственное управление» (ЦГУ), куратором которого выступает Минцифры.
Весной 2019 г. нацпрограмма вновь была перезапущена: федпроекты были переделаны с целью совместимости с «Электронным бюджетом». После этого мероприятия нацпрограммы стали носить точечный характер с указанием конкретных госведомств-кураторов и обозначенных целей (в прежних версиях программы у одного мероприятия могло быть несколько ведомств-кураторов).
Тогда же период финансирования был расширен на 2018–24 гг., при этом реальное финансирование началось с 2019 г. Общие затраты на реализацию нацпрограммы за период до 2024 г. в тот момент оценивались в 1,62 трлн руб.
Новые федпроекты «Цифровой экономики»
Начиная с 2020 г., Правительство прекратило публикации федпроектов «Цифровой экономики». Все последующее изучение программы стало базироваться на неофициальных «утечках» документов. На рубеже 2020–21 гг. в нацпрограмме появился новый федпроект — «Искусственный интеллект», куратором которого выступает Минэкономразвития. В то же время кураторство федпроекта «Подготовка кадров для цифровой экономики» перешло от Минэкономразвития к Минцифры, и документ был полностью переписан: финансирование прежних мероприятий с 2021 г. было прекращено, им на смену пришли новые мероприятия.
В районе 2021 г. были утверждены новые редакции федпроектов, предполагающие сокращение финансирования. Также в нацпрограмму было добавлено три новых федпроекта, куратором которых является Минцифры: «Обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» и «Цифровые услуги и сервисы онлайн» (последний не предполагает финансирования).
Сокращение внебюджетного финансирования
В версиях федпроектов от 2021 г. общий объем финансирования на период до 2024 г. сократился до 1,18 трлн руб. (сокращение на 27%). Тогда же наметилась тенденция на избавление от внебюджетного финансирования. Изначально оно было предусмотрено по всем федпроектам, кроме ЦГУ.
После 2020 г. финансирование из внебюджетных источников было исключено из федпроектов «Информационная безопасность», «Информационная инфраструктура», «Подготовка кадров для цифровой экономики» и «Нормативное регулирование». Из прежних федпроектов внебюджетное финансирование сохранилось только в федпроекте «Цифровые технологии». В новых федпроектах внебюджетное финансирование присутствует в федпроектах «Искусственный интеллект» и «Обеспечение доступа в интернет за счет развития спутниковой связи». В федпроекте «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» внебюджетное финансирование отсутствует.
В районе 2023 г. началась подготовка новых редакций федпроектов. Изначально предполагалось расширить их до 2030 г. Однако затем было решено, что с 2025 г. на смену «Цифровой экономике» придет новая нацпрограмма — «Экономика данных». В финальной версии нацпрограммы «Цифровая экономика» после 2024 г. предусмотрено финансирование некоторых мероприятий на 2025 г., также на реализацию федпроекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» в 2026–30 гг. будет выделено порядка 35 млрд руб.
Как сокращалось финансирование федпроектов «Цифровой экономики»
В то же время продолжился тренд на сокращение затрат. В редакциях федпроектов, утвержденных в конце 2023 г., общий объем финансирования сократился на 20% по сравнению с редакцией федпроектов от 2021 г. и на 40% по сравнению с редакцией федпроектов от 2019 г. В абсолютных цифрах сокращение по сравнению с 2019 г. составило 724 млрд руб.
В абсолютных цифрах наибольшему сокращению подвергался федпроект «Информационная инфраструктура»: в 2019 г. по нему было заложено финансирование (до 2024 г.) в размере 768 млрд руб., в 2021 г. оно было сокращено на 60% до 308 млрд руб., в 2023 г. — еще на 30% до 209 млрд руб. По сравнению с версией федпроекта от 2019 г. сокращение составило 558 млрд руб. (72%), то есть размер финансирования сократился в 3,5 раза. Это связано с отказом от реализации самого дорогостоящего проекта «Цифровой экономики» — создания глобальной системы широкополосной спутниковой связи «Эфир» (на нее из внебюджетных источников планировалось выделить 299 млрд руб.) и с переносом мероприятий по созданию цифровых платформ различных госведомств из «Информационной инфраструктуры» в ЦГУ.
Также значительно сократились затраты по федпроекту «Цифровые технологии». В 2019 г. планировалось, что они составят 451,8 млрд руб., в 2021 г. они были сокращены на 48% до 228,7 млрд руб., в 2023 г. они были сокращены на 28% до 163,8 млрд руб. По сравнению с редакцией от 2019 г. сокращение составило 287 млрд руб. (63%), то есть размер финансирования сократился в 2,7 раз.
Анатомия ЦОД: какие инженерные решения актуальны? Инфографика
Инженерия для ЦОДЗначительно сократились затраты на реализацию федпроекта «Кадры для цифровой экономики». В 2019 г. они были запланированы в размере 138,6 млрд руб., в 2021 г. после смены куратора и фактического перезапуска федпроекта они сократились на 45% до 76 млрд руб., в 2023 г. они сократились на 64% до 21 млрд руб. По сравнению с редакцией от 2019 г. сокращение составило 49 млрд руб. (64%), то есть размер финансирования сократился в 5 раз. В Минцифры это пояснили постепенным завершением программы и финансированием по линии Минобрнауки, а также заверили, что поддержка проектов по подготовке кадров продолжится в рамках нового национального проекта «Экономика данных».
В то же время росли расходы на выполнение мероприятий федпроекта ЦГУ. В 2019 г. они были запланированы на уровне 235,7 млрд руб., в 2021 г. они выросли на 75% до 412,3 млрд руб. В 2023 г. они сократились на 7% до 380,5 млрд руб. По сравнению с редакций от 2019 г. размер расходов на реализацию мероприятий ЦГУ вырос на 144,8 млрд руб. (61%).
По федпроекту «Информационная безопасность» значительных изменений в объеме запланированных расходов не было. В 2019 г. расходы были запланированы на уровне 30,7 млрд руб., в 2021 г. они выросли до 34,6 млрд руб., в 2023 г. сократились до 31,2 млрд руб. Это при том, что финансирование ПО из данного федпроекта было перенесено в федпроект «Цифровые технологии».
По федпроекту «Нормативное регулирование» происходило сокращение расходов, но изначально данный федпроект и не предполагал большого объема расходов: в 2019 г. расходы были запланированы на уровне 1,7 млрд руб., в 2021 г. — на уровне 917 млн руб., в 2023 г. — на уровне 370 млн руб. (расходы сократились по сравнению с 2019 г. почти в пять раз).
Вышла новая версия гиперконвергентного решения российского разработчика
ЦифровизацияПо федпроекту «Искусственный интеллект» в 2021 г. расходы были запланированы на уровне 29,4 млрд руб., в 2023 г. они незначительно сократились до 28,3 млрд руб. По федпроекту «Развитие кадрового потенциала для ИТ-отрасли» расходы на 2022–30 гг. составляют 66,5 млрд руб., на 2022–24 гг. — 31,8 млрд руб.
По федпроекту «Обеспечение доступа в интернет за счет реализации спутниковой связи» расходы на 2022–24 гг. составляют 30,5 млрд руб., из них на федеральный бюджет придется 11 млрд руб., на внебюджетные источники — 19,4 млрд руб. В то же время, по данным Правительственной комиссии по цифровому развитию, по состоянию на начало 2024 г. внебюджетные средства для финансирования данного федпроекта не удалось привлечь, так как средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) являются возвратными.
Игорь Королев
Полный текст статьи читайте на CNews прочитано 8702 раза