Как рынок SRM-систем реагирует на внешние вызовы

17 Апреля 2024 16:4717 Апр 2024 16:47 |
Поделиться

С какими вызовами столкнулись компании-потребители SRM-решений за последние два года и как они отразились на развитии отрасли, рассказывает Роман Гнатко, коммерческий директор «Норбит» (входит в группу «Ланит»).

Стратегии миграции

В 2022–2023 гг. после массового оттока крупных иностранных вендоров и ведущих консалтинговых агентств с российского рынка SRM-систем отечественные компании столкнулись с целым рядом проблем. В первую очередь появился дефицит решений и сервисов необходимого уровня зрелости, резко сократились бюджеты инвестиционных проектов и были пересмотрены сроки их реализации. Возникли проблемы и с квалифицированными кадрами. Все это привело к кардинальному пересмотру стратегий развития в области закупок и взаимодействия с поставщиками.

В самой сложной ситуации оказались те, кто использовал облачные платформы зарубежных гигантов запаса времени у них не было, сохранить устойчивость возможно было, только экстренно мигрировав на альтернативный российский софт. Компании с on-prem системами были не так ограничены и переходили на новые решения планово, с учетом их доступности и развития. Они выбирали в зависимости от задач из продуктов B2B-center, Bidzaar, «Норбит» (Norbit SRM), Агора, iSource, Альтимета и других. А бизнес с высоким уровнем зрелости закупочной функции, предъявляющий серьезные требования к возможностям решения, предпочел вариант совместного развития необходимого ПО с вендором или интегратором.

«Черные лебеди»

В 2023 году компании в целом отошли от шока, вызванного событиями 2022 года, но влияние внешних факторов оставалось все еще очень высоким. С учетом имеющихся негативных последствий и сохранением высоких рисков для бизнеса руководители закупочных функций обратили внимание и направили основные усилия на четыре направления и соответствующие им мероприятия.

Поддержание уровня надежности поставок в контексте сложностей с закупкой требуемой номенклатуры:

  • обеспечение качества данных и справочников НСИ,
  • внедрение/оптимизация управления данными и внедрение системы класса MDM,
  • организация эффективных процессов коммуникации — внутренних и с поставщиками,
  • использование инструментов аккредитации для контроля надежности поставщиков,
  • оперативная квалификация и аудит новых поставщиков,
  • использование рейтингов для управления поставщиками критической номенклатуры.

Компенсация сложностей с организацией импортных поставок:

  • качественное управление поставщиками,
  • использование высококлассных логистических операторов,
  • гибкость бизнес-процессов и систем,
  • плотное взаимодействие с финансовой службой.

Нивелирование роста цен, в том числе в связи с удорожанием номенклатуры и перестройкой цепей поставок:

  • использование возможностей различных электронных торговых площадок (ЭТП,)
  • оптимизация процессов и внедрение систем, чтобы справляться с теми же или возросшими объемами работы прежней или даже сокращенной командой,
  • применение маркетплейсов и аутсорсинга для малоценных закупок,
  • централизация закупочной функции, выделение категорийного управления,
  • пересмотр существующих категорийных стратегий (диверсификация или переход к партнерству),
  • организация ОЦО.

Необходимость построения целостного и прозрачного процесса закупок на системной основе:

  • внедрение НСИ/MDM,
  • автоматизация сквозного процесса Source-to-Pay на базе SRM-решения,
  • перевод в цифру всей цепочки P2P,
  • внедрение инструментов аналитики и отчетности.

Трансформация требований

В 2022–2023 гг. наблюдался повышенный интерес со стороны корпоративных клиентов к автоматизации практически всех процессов закупочной деятельности.

Вместе с тем появился интерес и к отдельным функциям SRM-систем. В частности, в ходе проведения закупок товаров или услуг многие заказчики хотели бы видеть предложения для аналогов и заменителей, а также иметь возможность оценивать квалификацию поставщиков. Кроме того, появилась потребность в системах SRM, где предусмотрена возможность взаимодействия с партнерами по различным каналам коммуникации (почта, электронные площадки, порталы, операторы ЭДО) и на разных этапах закупочного процесса (анализ рынка, закупочные процедуры, договоры, заказы, работа со счетами и оплатами).

Характерно, что в 2022 и 2023 гг. запросы на автоматизацию процессов закупок значительно отличались друг от друга. Так, в конце 2022 начале 2023 года главенствовали процессы стратегических закупок: анализ потребности, формирование стратегии и выбор поставщиков, управление договорами и базой поставщиков. Реагировать на возникшие проблемы с источниками поставок нужно было максимально оперативно.

Во второй половине 2023 года начале 2024 года требования существенной части заказчиков уже предусматривали автоматизацию сквозного процесса «от потребности до взаиморасчетов с поставщиками» или автоматизацию операционных закупок (формирование заявок, закупки из каталога, размещение и экспедирование заказов, контроль поставок, приемка, претензионная работа и оплата). Причины в необходимости эффективного мониторинга, контроля новых цепочек поставок и в сокращении операционных затрат.

Тренды и взгляд в будущее

Говоря о рынке SRM-систем, нельзя не упомянуть основные тренды, на которые сегодня ориентируются компании-разработчики. Учитывая повышенные требования к скорости реакции на изменения, особенной популярностью пользуются решения на базе low-code подхода. Именно они дают нужную адаптивность и маневренность, а также снижают критичность кадрового дефицита.

Вторая ощутимая тенденция переход на микросервисную архитектуру. Сейчас бизнес не готов месяцами ждать внедрений систем для автоматизации закупок (раньше такие проекты занимали не менее 10–12 месяцев), а также стремится к максимальной экономии ресурсов, не только бюджета, но и времени и сил специалистов. ИТ-ландшафт масштабируют постепенно, добавляя приоритетные для бизнеса процессы и тестируя каждый элемент, минимизируя стоимость ошибки. Другими словами, первым внедряется коробочное решение, а затем, по мере «взросления», роста или изменения стратегии, оно дополняется новым функционалом.

Помимо этих технологических акцентов, наблюдается изменение подхода к использованию методологической поддержки проектов внедрения. Такое сопровождение теперь требуется не только до старта проекта, но и на всем его протяжении вплоть до этапа постпроектной поддержки. Это позволяет подобрать правильные инструменты и менять их по мере развития функции закупок или с появлением новых вводных со стороны бизнеса или внешнего мира.

Одной только автоматизации процесса закупок больше недостаточно, она должна быть реализована в комплексе с бизнес-консалтингом, доработкой смежных систем, повышением квалификации персонала. Поэтому крайне значимой становится зрелость решения и команды внедрения. Иначе есть реальный риск получить «узкое горлышко», а еще потратить бюджет на решение, которое потеряет свою актуальность в течение пары лет.

Именно поэтому при разработке нашего собственного решения Norbit SRM мы привлекали не только внутреннюю экспертизу своей команды, но и профессионалов с отраслевым опытом директоров по закупкам крупных компаний, а также специалистов с развитыми консалтинговыми компетенциями из Big4.

Очевидно, что в ближайшее время рынок SRM-систем сохранит курс на переход на российские решения. После экстренной замены отдельных блоков большее внимание будет уделяться целостности процессов и данных, затрагивающих сразу несколько внутренних и внешних систем, например, SRM, ERP, СЭД и ЭТП. Кроме того, ряд компаний продолжит трансформацию закупочной функции. Вполне вероятно, что появятся разработки, предполагающие перестройку бизнес-процессов, а также упрощение взаимодействия с внутренними подразделениями и поставщиками. Предположительно, решив основные проблемы с поддержкой и адаптацией закупочных процессов под новую реальность, компании более предметно начнут тестировать новые технологические инструменты на базе ML и RPA.

Вместо резюме

Изменения произошли действительно колоссальные. Российские компании до сих пор находятся в сложном положении. Многие все еще в процессе выбора оптимальных решений. Чтобы упростить для них трансформацию, мы собрали всё об автоматизации закупок в один большой гайд —SRMBook. В нем есть описание стратегий и подходов к выбору систем и инструментов для эффективного управления закупочными процессами в нынешних реалиях. Это опыт Центра компетенций «Норбит», подкрепленный внутренними данными и результатами исследований.

Полный текст статьи читайте на CNews прочитано 6152 раза