Земноводные самолеты: потомки летающих клиперов
Обсудить 0
После окончания Первой мировой войны разработкой летающих лодок или самолетов амфибий, способных взлетать, приземляться и приводняться, активно занимались европейские, американские и советские конструкторы. Например, в США несколько таких самолетов создал бывший русский конструктор Игорь Сикорский. Гидросамолеты выпускали фирмы Boeing, Douglas и Consolidated, а в СССР над ними трудились конструкторы Георгий Бериев и Андрей Туполев. «Летающие лодки» в межвоенный период выпускали даже в Польше и Югославии.
После Второй мировой войны данный класс самолетов начал стремительно вымирать, они проиграли конкурентную борьбу реактивным лайнерам, им перестали доверять функции патрулирующих. Одно время гидросамолеты использовались в качестве охотников на подводные лодки, но тоже в весьма ограниченном количестве. Однако до сих пор они остаются незаменимы в качестве пожарных самолетов: их уникальная способность набирать несколько тонн воды в процессе приводнения.
Bombardier CL-215/CL-415
Самое массовое на сегодняшний день семейство амфибий — канадские Bombardier CL-215/CL-415 — отличается простотой конструкции, невысокой ценой и хорошим сервисным сопровождением. Гидросамолет Bombardier CL-215 начал эксплуатироваться в конце шестидесятых годов прошлого века и сразу же показал себя очень надежной и неприхотливой машиной. Самолет был разработан фирмой Canadair, которая в 1986 году была поглощена компанией Bombardier, и с тех пор все амфибии выпускаются под этой маркой.
С 1994 года и по наше время производится улучшенная модификация Bombardier CL-415. Самолет получил доработанный планер и крылья, «стеклянную кабину» и более ёмкие баки, способные принять до 6,1 тонн воды. Максимальная взлетная масса составляет 19 тонн, длина — 19,8 метра, размах крыла — 28,6 метра, дальность полета — 2440 километров, максимальная скорость 360 км/ч. Самолет оснащается двумя турбовинтовыми двигателями Pratt-Whitney Canada PW 123AF совокупной мощностью 4760 л.с.
Bombardier CL-215/CL-415 широко использовались и в настоящее время эксплуатируются во многих странах мира, включая Канаду, США, Евросоюз, страны Африки и Юго-Восточной Азии. За годы производства выпущено около двухсот машин обеих модификаций, большая часть которых до сих пор несет службу.
Shin Maywa US-2
Неплохую амфибию разработала японская компания Shin Maywa Industries. Модель US-2 имеет хорошие рыночные перспективы: она подпадает под новые японские законы, разрешающие экспорт техники двойного назначения. Этот четырехмоторный гидросамолет был разработан на базе своего предшественника — Shin Maywa US-1, который пошел в серию в 1975 году. Несмотря на то, что силы Самообороны Японии в целом были довольны этим гидросамолетом, он все же имел ряд недостатков, которые было решено устранить путем модернизации.
Shin Maywa US-2 начал поступать на вооружение в 2009 году. Самолет может выпускаться в разных версиях: патрульной, поисково-спасательной, противолодочной и пожарной. От предшественника амфибия отличается улучшенными взлетно-техническими характеристиками, доработанным крылом и фюзеляжем, возросшей долей композитных материалов в конструкции, современными двигателями и авионикой. Длина самолета составляет 33,3 метра. Размах крыла — 33,2 метра. Максимальная взлетная масса — 47,7 тонн, дальность полета — 4700 километров, максимальная скорость 560 км/ч.
Четыре двигателя Rolls-Royce AE2100J, установленных на US-2, развивают совокупную мощность 13 700 л.с. Благодаря им японская амфибия считается одним из самых надежных самолетов среди гидропланов. Одно время шли переговоры о поставке этих амфибий ВМФ Индии, также интерес к ним проявил Таиланд.
Avic AG600
Ещё более интересный самолет AG600 разработан в Китае компанией Avic. Авиапром Поднебесной стремительно превращается в серьезного мирового игрока, и в настоящее время там созданы практически все типы самолетов, включая гидропланы. AG600 — самый большой гидросамолет в мире. Длина машины достигает почти 37 метров, размах крыла — 38,8 метра, максимальная взлетная масса — 53,3 тонны, в пожарном варианте самолет может брать во внутренние баки 12 тонн воды.
AG600 оснащается четырьмя турбовинтовыми двигателями совокупной мощностью 14 000 л.с., может разгоняться до 560 км/ч и способен преодолеть расстояние в 4500 километров. Несмотря на то, что полноразмерный макет самолета был показан ещё в 2013 году, его разработка заняла достаточно много времени. Сроки серийного производства постоянно сдвигались, и вместо 2015 года «китаец» впервые поднялся в воздух только в декабре 2017-го. В перспективе машина должна выйти и на внешние рынки. Учитывая традиционно невысокую стоимость китайской авиатехники, этот гидросамолет может иметь успех в странах Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки.
Бе-200
Особняком среди всех гидросамолетов стоит российский Бе-200. Во‑первых, до появления китайского AG600 это была самая большая амфибия в мире. Во‑вторых, это единственная амфибия, использующая турбовентиляторные двигатели. В-третьих, это самая быстрая амфибия, способная развивать «максималку» в 700 км/ч. Самолет может достаточно оперативно прибыть к месту пожара и сбросить на очаг возгорания 12 тонн воды. Не стоит лишний раз объяснять, что когда речь заходит о пожарах, иногда бывает дорога каждая минута.
Бе-200, как и многие постсоветские самолеты, пережил долгий и трудный процесс рождения. От первых эскизов, представленных в 1989 году, и до начала серийного производства в 2003 прошло немало времени. Его длина составляет 32 метра, размах крыла — 32,8 метра, максимальный взлетный вес — 41 тонна, дальность полета — 2100 километров. Самолет может использоваться как пожарный, пассажирский, способный перевезти 72 человека, медицинский, поисково-спасательный и противолодочный. В основном Бе-200 работает пожарным, борясь с огнем по всему миру. Несмотря на востребованность, из зарубежных заказчиков приобрести его решилось только МЧС Азербайджана. Определенный интерес проявляли и другие страны, включая США и Китай, но последний, судя по всему, будет «импортозамещаться» своим гидросамолетом.