Загадочные круги Намибии вызвали научные споры

Загадочные круги в пустыне Намиб. Фото: Stephan Getzin / sciencealert.com
Загадочные круги в пустыне Намиб. Фото: Stephan Getzin / sciencealert.com

Загадка пятнистых образований в пустыни Намиб уже около 10 лет тревожит умы специалистов. Ученые горячо спорят о том, чем вызваны необычные узоры:  песчаными термитами или экологической версией самоорганизующегося механизма Тьюринга. Последний связан с циркуляцией воды в почвах и растениях, пишет Ars Technica.

В крупном исследовании 2022 года, группа немецких ученых во главе со Стефаном Гетцином из Геттингенского университета подробно разобрала второй вариант возникновения кругов. Их выводы перечислены здесь. Казалось, после этого вопрос с термитами окончательно решен — они тут ни при чем. Новое исследование показало, что не все так однозначно.

Волшебные круги достигают 10 метров в диаметре. Местные жители называют их следами божества — подземного дракона, чье ядовитое дыхание убивает все, что растет внутри кругов. Ученые, конечно, с этим не согласны.
Фото: Pinterest

Биолог из Гамбургского университета Норберт Юргенс с коллегой приписывает это явление определенному виду термитов Psammmotermes allocerus. Их закапывание повреждает корни растений, что приводит к просачиванию дополнительной дождевой воды в песчаную почву.

В результате растения отмирают по кругу от места гнездования насекомых. Круги увеличиваются в диаметре во время засухи, поскольку термитам приходится уходить дальше в поисках пищи.

Красноватые круглые пятна в пустыне Намиб, известные как «волшебные круги», также встречаются на северо-западе Австралии. Фото: Norbert Jürgens
Красноватые круглые пятна в пустыне Намиб, известные как «волшебные круги», также встречаются на северо-западе Австралии. Фото:  Norbert Jürgens

По словам авторов нового исследования,  обнаружить свидетельства активности термитов очень сложно. Живых термитов легче всего наблюдать ранним утром, поэтому время суток имеет значение при полевых работах. И продолжительность жизни колоний термитов намного короче, чем волшебных кругов. Последние могут оставаться видимыми еще несколько лет после того, как вся колония умерла.

«Горизонтальная транспортировка воды на несколько метров за несколько дней, предполагаемая представителями версии саморегулирования, согласно современным знаниям физически невозможна», — комментирует Юргенс.

Еще одно фото с кругами в пустыне Намиб. Источник: Stephan Getzin / sciencealert.com
Еще одно фото с кругами в пустыне Намиб. Источник: Stephan Getzin / sciencealert.com

Таким образом, дискуссия о противоположных интерпретациях биологического явления неожиданно разрешается физикой, в данном случае физикой почвы. Измерения влажности почвы на волшебных кругах и гидравлические свойства песка исключают саморегуляцию как главную гипотезу, объясняющую возникновение волшебных кругов. Появление загадочных круглых пятен все-таки связано с термитами.