Зачем в СССР в автомобили заливали касторовое масло?

17.11.2022, 16:50
Это сейчас касторовым маслом пользуются разве что любители натуральной косметики. В СССР касторкой доктора пугали непослушных детей, а на автозаводах заливали в…
Рома Назаров
Зачем в СССР в автомобили заливали касторовое масло?
Столички

Сейчас во всех автомобилях используются тормозные жидкости на гликолевой основе. Переход на них в Советском Союзе произошёл в 60–70-х годах прошлого века. 

До этого использовалось семейство «тормозух», которые все имели в составе касторовое масло и тот или иной вид технического спирта.

  • АСК — смесь касторового масла и изопентанола (амилового спирта),
  • БСК — касторовое масло плюс бутанол (бутиловый спирт),
  • ЭСК — касторка и этанол (тот самый цэ-два-аш-пять-о-аш).

Известно, что они использовались в мощных тормозных системах правительственных «Чаек» и быстроходных «Волг», использовавшихся спецслужбами хрущёвской эпохи.

Можно ли в мою машину залить такую тормозуху?

Не стоит. Касторовое масло плохо работает в морозы. Уже при небольшом морозе оно твердеет и кристаллизуется. Даже в смеси со спиртом такая тормозная жидкость становится слишком вязкой при 20 градусах мороза и перестаёт смазывать части тормозной системы.

Точно так же касторовая «тормозуха» недостаточно хорошо переносит высокие температуры, закипая при 115 градусах. Из-за этого недостатка от них и отказались, когда в автопроме начали применяться дисковые тормоза.

Возврат к био возможен? Неизбежен!

У старых техжидкостей были и достоинства. Начать с того, что они, в отличие от гликоля, негигроскопичны — не вбирают в себя воду. При средних температурах они лучше смазывают части тормозной системы и отлично защищают от коррозии. Наконец, неагрессивны к лакокрасочному покрытию.

Кроме того, касторовое масло на 100% экологично. По-видимому, автопром рано или поздно вернётся к тормозным жидкостям на биооснове. Правда, вряд ли касторовое масло и этиловый спирт вернутся: скорее всего, биотехнологи придумаюта что-то более технологичное.  

А может быть, рекуперативное торможение полностью вытеснит системы, основанные на трении, и тогда тормозуха станет не нужна. 

Что, по вашему мнению, более вероятно?

©  Популярная Механика