Сеть древнеримских дорог стала основой процветания Европы
Вложения в инфраструктурные проекты иногда оказывают влияние на регионы даже не десятилетия или столетия, а тысячелетия. Как римские дороги
Несмотря на то, что прошло более 2000 лет с тех пор, как были созданы древнеримские дорожные сети, существует четкая связь между маршрутами дорог и современным экономическим процветанием.
Римские дорожные сети представляли собой впечатляющие сооружения, которые на пике своего развития включали более 80 000 километров дорог. Их строили не столько из экономических соображений, сколько для быстрого движения войск в разные части империи. Тем не менее, римские дороги практически сразу стали использоваться для торговли и транспорта, связали города и поселения. Дороги способствовали формированию рынка и экономическому развитию.
Ученые наложили карту римских дорог на современную Европу и убедились, что дороги в основном приходятся на места с высокоразвитой экономикой.
Дороги Рима как пути к процветанию
Исследователи наложили карты дорожной сети Римской империи на современные спутниковые снимки, показывающие интенсивность освещения в ночное время. Интенсивность освещения вполне коррелирует с экономической активностью в географической области. Затем ученые разделили карту на мелкие клетки и в каждой измерили продолжительность римских дорог. Наконец, ученые сравнили наличие римских дорог с плотностью населения и экономической активностью в каждой клетке сегодня.
«Конечно, с тех пор многое произошло, но поразительно, что римские дороги способствовали концентрации городов и экономической деятельности, несмотря на то, что они исчезали или были покрыты новыми дорогами», — говорит соавтор исследования Ола Олссон. — «Что делает это исследование особенно интересным, так это то, что сами дороги могли исчезнуть в хаосе Западной Европе после падения Римской империи, но распределение городов в общем сохранилось».
Что было на Востоке
В восточных частях Римской империи, в Северной Африке и на Ближнем Востоке ситуация сложилась совершенно по-другому. В этих регионах в IV–VI веках от колесного транспорта практически отказались, и его заменили верблюжьи караваны. Дороги в регионе использовались все реже и постепенно пришли в негодность. Таким образом, в отличие от западных частей империи, новые дороги не строились и старые не подновлялись. Инфраструктура постепенно распалась.
«Дороги перестали иметь значение, и поэтому мы не видим преемственности в экономическом развитии. Можно сказать, что этот район пострадал от того, что называется «поворотом судьбы» — страны, высоко развитые на раннем этапе цивилизации, такие как Ирак, Иран и Турция пришли в упадок», — говорит Ола Олссон.
Ученые обращают внимание, что инвестиции в инфраструктуру могут иметь серьезные экономические последствия через столетия и даже тысячелетия после того, как они были сделаны.