Обзор российского рынка WID и смартфонов за 2009 год
Аналитическая группа SmartMarketing опубликовала результаты исследования российского рынка WID и смартфонов за 2009 год.
По итогам периода общий объем продаж устройств WID и смартфонов на российском рынке, согласно оценкам SmartMarketing составил 1,86 млн шт., при этом объем продаж собственно WID (коммуникаторы, КПК, интернет-планшеты) составил 713 тыс. шт. (38,3%), на долю смартфонов пришлось 1,147 млрд шт. (61,7%).
"Можно констатировать, что кризисный год рынок мобильных устройств перенес в целом не так и плохо. Безусловно, продажи упали и весьма ощутимо, объем продаж 2009 года составил лишь 68% от аналогичного показателя 2008 года (падение с 2,747 млрд шт. до 1,86 млрд шт.), однако, глобальные проблемы и почти полный ступор рынка ограничились первым полугодием, в сущности, начиная с конца второго квартала ситуация начала выправляться, - отметила Светлана Завьялова, менеджер по маркетингу SmartMarketing. - Среди наиболее важных тенденций года следует отметить снижение цен, рост популярности альтернативных платформ и интереса массового рынка к неголосовым сервисам".
По оценкам SmartMarketing, в абсолютном выражении при сравнении с итогами 2008 года рынок WID и смартфонов показал падение чуть менее чем в два раза, объем продаж 2009 году составил лишь 68% от аналогичного показателя 2008 года (2, 747 млн шт.). В течение года доля смартфонов была заметно больше, чем устройств WID: 61,7% против 38,3%. При этом, среднегодовая доля смартфонов снизилась незначительно. Вместе с тем, следует отметить существенные колебания квартальной динамики. В первом и втором кварталах 2009 года отчетливо доминировали смартфоны как более дешевые устройства (80,8% и 69,9% соответственно). Однако, начиная с третьего квартала 2009 года, динамика изменилась - устройства WID демонстрировали позитивный тренд, а доля смартфонов несколько снизилась (до 59,1% в третьем квартале 2009 года и 51,2% в четвертом квартале 2009 года).
Во втором полугодии также существенно менялась платформная динамика. В 2009 году усилилась роль нескольких, ранее нетипичных для российского рынка мобильных платформ, таких как Android, Linux и BlackBerry. В целом, с учетом сектора смартфонов, ведущие позиции на рынке сохраняет Symbian. Благодаря большим объемам продаж низко- и среднебюджетных смартфонов Nokia, на долю Symbian приходится 84,69% всего объема продаж всех мобильных устройств, рассматриваемых SmartMarketing.
В сегменте WID лидирующие позиции в 2009 году удерживала Windows Mobile (55,30%). Хотя в целом динамика для этой платформы была негативной: доля Windows Mobile в первом полугодии 2009 года составляла 61,2%, во втором полугодии 2009 года снизилась до 53,4%. В то же время, увеличилась доля iPhone OS (9,86% за год, 23,5% в первом и 26,4% во втором полугодиях 2009 года), снизилась доля WID на базе Symbian (10,30% за год), доля WID на базе Android возросла с нуля до 8,9% во втором полугодии 2009 года (6,8% за год), аналогично возросла доля Linux (1,1% за год) и BlackBerry OS (0,8% за год).
Лидерами рынка WID по итогам первого полугодия 2009 года стали компании HTC (26,3%), Apple (25,7%), Samsung (12,5%), Nokia (11,4%), Gigabyte (6,2%). В Top10 также вошли производители устройств Rover Computers (6,1%), Acer (4,0%), ASUS (2,5%), Sony Ericsson (1,3%) и HighScreen (1,0%). В пятерку лидеров рынка WID в сегменте Windows Mobile по итогам 2009 года вошли HTC (39,2%), Samsung (20,5%), Gigabyte (11,2%), Rover Computers (11%) и Acer (7,3%).Тройку лидеров сегмента WID в сегменте Android составляют HTC (68,2%), Samsung (16,8%) и HighScreen (14,1%).
Среди значимых факторов, обуславливавших развитие рынка WID в 2009 году, аналитики SmartMarketing отмечают массированные распродажи устройств, связанные с очисткой складских площадей во избежание затоваривания. Большую роль в увеличении степени проникновения WID на массовом рынке сыграло появление прогрессивных и функциональных моделей в ценовых нишах "менее 15тыс. руб.", а затем и "менее 12 тыс. руб.". В ходе ценовой конкуренции, наблюдавшейся в течение года, был преодолен психологический барьер в "10 тыс. руб.". В результате, в 2010 году рынок вошел с почти сформировавшимся сегментом бюджетных WID, к четвертому кварталу акцент на бюджетных аппаратах из разряда уникальных рыночных стратегий перешел в статус общерыночного тренда.
Основная тенденция, определяющая развитие рынка мобильных устройств в 2010 году, по мнению SmartMarketing, будет заключаться в активизации вендоров, нацеленных на сегмент низко- и среднебюджетных моделей. Это, прежде всего, Nokia, но также и изготовители, предлагающие бюджетные устройства на других платформах, в частности, Samsung и Gigabyte. По мнению SmartMarketing, именно бюджетный сегмент будет определять расстановку сил в секторе мобильных платформ и в среднесрочной перспективе.
© @Astera