Все гениальное — просто: удивительные способности автомобиля советских десантников

29.09.2022, 14:03
В середине 1970-х по заказу ВДВ был разработан небольшой внедорожник очень оригинальной конструкции. По замыслу конструкторов, такая машина могла даже вывозить раненых и подвозить боеприпасы под сплошным огнём.
Рома Назаров
Все гениальное — просто: удивительные способности автомобиля советских десантников
Matti Blume / Wikipedia

В годы Корейской войны обнаружилось, что внедорожник ГАЗ-69 мало подходит для использования на переднем крае. При всех своих достоинстрвах, «козёл» был недостаточно компактен, чтобы перемещаться по открытой местности под огнём. Не хватало ему и амфибийных способностей.

Чтобы отвозить раненых с передовой, подвозить боеприпасы, вести разведку и выполнять другие задачи, нужен был ещё более специализированный автомобиль.

Автомобиль, отвечавший этим требованиям, начал серийно производиться в 1975 году на Луганском автомобильном заводе. ЛуАЗ-967, или «транспортёр переднего края» (ТПК) по армейской классификации, стал одним из самых оригинальных автомобилей, когда-либо создававшихся в Советском Союзе.

Невероятный клиренс

При очень маленьких размерах, автомобиль имел невероятный клиренс 28,5 см. Секрет в независимой подвеске с редукторами на концах рычагов.

Малоуязвимая цель

Рулевая колонка откидывалась, чтобы рулить машиной можно было в полулежачем положении. Да и в целом, ТПК был очень низким, несмотря на высокую посадку кузова.

Boris1960 / Wikipedia
ТПК имел очень низкий силуэт и мог управляться в полулежачем положении.

Живучий двигатель

Двигатель воздушного охлаждения МеМЗ-967 — как у «Запорожца» — был надёжным сам по себе, а кроме того, меньше боялся пуль, поскольку радиатор отсутствовал.

Амфибийность

Винта или водомёта у ТПК не было, но автомобиль неплохо плавал, загребая всеми колёсами. В передней части машины стояла помпа, чтобы откачивать трюмную воду. По бортам крепились трапы, по которым машина въезжала на скользкий глинистый берег.

Винта или водомёта у ТПК не было, но автомобиль неплохо плавал, загребая всеми колёсами.

ЛуАЗ поставлял автомобили армии с середины 1970-х до середины 1980-х, всего по армейскому заказу было сделано почти 8 000 единиц ТПК. К сожалению, мы не знаем, участвовал ли уникальный малыш в боевых действиях. Поэтому неизвестно, правильной ли была задумка конструкторов.

©  Популярная Механика