Великая долина Меркурия: новые открытия

Изучая материалы, которые космический аппарат НАСА MESSENGER прислал из далекого космоса, ученым удалось обнаружить колоссальную долину на поверхности Меркурия, которую они сразу окрестили Великой. Важность находки заключается в первую очередь в том, что само по себе ее существование служит веским доказательством того, что на планете когда-то была (и до сих пор частично есть) сильная геологическая активность.

Если ее поместить на Землю, то она займет территорию от Вашингтона до Нью-Йорка и Детройта. Она больше, чем Гранд-Каньон, шире и глубже, чем Восточно-Африканская рифтовая долина. Великая долина, недавно обнаруженная на Меркурии, поражает воображение. Но не только размер делает эту область примечательной: эта долина может стать наилучшим доказательством того, что вся кора Меркурия в настоящее время сжимается.

Мы уже писали о том, что несколько месяцев назад, ученые, анализирующие данные, собранные в ходе миссии аппарата НАСА MESSENGER, сделали поразительное открытие: Меркурий, планета, лишь немного превосходящая по размерам нашу Луну и расположенная ближе всех к Солнцу, до сих пор обладает геологической активностью. На основании множества небольших скалистых разломов, разбросанных по поверхности планеты, ученые установили, что она претерпевает усадку земной коры, форму тектонической активности, связанной с остыванием ядра.

Однако кроме того, что легкая морщинистость почвы указывает на активность Меркурия, пусть в легкой степени, MESSENGER также смог сфотографировать определенные особенности рельефа, с высокой вероятностью указывающие на серьезные геологические волнения в прошлом. Великая долина, которую геологи благодаря стереоснимкам аппарата воссоздали в форме топографической карты в высоком разрешении, производит весьма сильное впечатление.

«Это была неожиданная, но очень интересная находка. Ничего подобного мы еще не видели», говорит Томас Уоттерс, астроном из Смитсоновского института, США, принимавший участие в исследовании. Долина раскинулась на 400 км в ширину и примерно 960 в длину, простираясь от западной части обода бассейна Рембрандта, сравнительно молодого ударного кратера в южном полушарии Меркурия (примечательно, что все крупные кратеры Меркурия названы в честь выдающихся деятелей искусства — Достоевский, Толстой, Шекспир, Рафаэль, Бетховен и так далее). Долина ограничена двумя огромными сбросовыми уступами, ступенчатыми структурами, в которых две стороны разлома вертикально смещены относительно друг друга, которые в данном случае пролегают на глубину до 3,2 км. «В настоящее время нам не известны аналогичные геоформации на Земле, которые бы соответствовали подобным структурам», говорит геолог Лоран Монтеси из Университета Мэрилэнда.

• Великая долина Меркурия на топографической карте отмечена темно-синим цветом

Согласно материалам статьи, опубликованной недавно в журнале Geophysical Research Letters, Уоттерс, Монтеси и их соавторы утверждают, что Великая долина скорее всего образовалась из-за быстрого охлаждения внутри Меркурия, что привело к тому, что тектонические плиты литосферы сморщились и ссхолись словно изюм на солнце. Во время того, как происходили эти процессы, часть поверхностных пород прогнулась и ушла вниз, превратившись в долину между двумя глубокими разломами. «Сейчас сама по себе долина является одним из самых веских доказательств того, что на Меркурии когда-то происходила сильная геологическая активность», говорит Уоттерс.

В дальнейшем ученые продолжат корпеть над данными, собранными с помощью MESSENGER, которых даже по самым скромным прогнозам хватит на несколько лет плодотворной научной работы. Исследователи уверены, что Меркурий скрывает от нас еще много тайн, которые еще лишь предстоит разгадать.