В Тихом океане обнаружена огромная область аномально активных гидротермальных источников

20.07.2022, 20:05
Массивное поле гидротермальных источников на морском дне в темных глубинах восточной части Тихого океана является самым горячим и крупнейшим из обнаруженных в этом регионе. Мало того, он находится в месте, где ученые не ожидали найти активные жерла, не говоря уже о целой их системе, в сотнях метров от оси вулканического хребта.
WHOI/NDSF/ROV Jason/NSF

По словам ученых, открытие может оказать значительное влияние на наше понимание жерловых систем и той роли, которую они играют в экосистемах океана.

Поле было обнаружено группой ученых, использующих автономные подводные аппараты для картографирования морского дна на глубинах, неблагоприятных для людей-исследователей. В данных, полученных с AUV Sentry Океанографического института Вудс-Хоул, команда увидела область огромных шпилей высотой до трех этажей на глубине 2560 метров под поверхностью — в тихих, постоянно темных батипелагических глубинах.

Первоначально команда полагала, что вентиляционные отверстия давно затихли, но при ближайшем рассмотрении выяснилось обратное.

«Мы были поражены тем, что это поле не только очень активно, но и больше по площади и имеет более высокую температуру, чем любое другое поле гидротермальных источников, известное вдоль этой части Восточно-Тихоокеанского поднятия, которое изучалось в течение последних 30 лет», — уверяет морской геолог Даниэль Форнари из WHOI.

Гидротермальные источники являются домом для некоторых из самых удивительных экосистем на Земле. Это отверстия на морском дне, через которые тепло и химические вещества выходят из коры нашей планеты, что обычно связано с вулканической активностью. Сами вентиляционные шлейфы могут быть обжигающе горячими, более 400 градусов по Цельсию, но в непосредственной близости от них процветает жизнь.

Измерение температуры в отверстии источника WHOI/NDSF/ROV Jason/NSF

Большая часть жизни на Земле зависит от фотосинтетической пищевой сети, но внизу, в батипелагической темноте, жизнь идет другим путем. Химические вещества, откладываемые вентиляционными отверстиями, питают пищевую сеть, основанную на хемосинтезе, используя химические реакции для получения энергии, а не солнечного света.

Это не только удивительное свидетельство того, что «жизнь находит выход» из любой ситуации, но способ раскрыть механизм, посредством которого жизнь может существовать в других мирах, таких как ледяные спутники Солнечной системы Энцелад и Европа.

Они также очень важны для океана в целом, обеспечивая транспортную систему из недр Земли, которая помогает регулировать химический состав и температуру океана. Но, поскольку их часто можно найти на глубинах, которые не особенно гостеприимны для человека, наше понимание их действительно неполно.

Пробы девяти жерл показали температуру 368 градусов по Цельсию, а элементы, присутствие которых предполагало температуру происхождения еще выше — минимум 437 градусов по Цельсию для наблюдаемого соотношения железа и марганца.

Одно из жерл источника WHOI/NDSF/ROV Jason/NSF

По словам команды, в целом поле занимало площадь, эквивалентную футбольному полю. Его близость к линии разлома предполагает, что он контролируется тектонической активностью.

Ученые считают, что жерла могут помочь восстановить близлежащие гидротермальные экосистемы после извержений вулканов. За последние десятилетия на Восточно-Тихоокеанском поднятии произошло два извержения; одно с 1991 по 1992 год, а другое с 2005 по 2006 год. По словам исследователей, еще одно ожидается через несколько лет.

Более широкое исследование глубоководного морского дна может выявить новые жерловые поля в неожиданных местах, что, в свою очередь, поможет нам лучше понять, как работают эти почти инопланетные экосистемы.