В старении мозга обвинили клетки иммунной системы

15f1e1d1b1e5452b0eea22aca74bfcd8_ce_1920
Исследователи показали, что со временем иммунные клетки нашего организма начинают вместо предотвращения попадания чужеродных агентов в мозг, вызывать хроническое воспаление в нем.

С возрастом эти клетки начинают индуцировать воспалительные процессы, что может привести к болезням Альцгеймера и даже раку. Ученые нашли способ «утихомирить» иммунные клетки с помощью нового препарата

По мере того, как человек становится старше, иммунные клетки перестают защищать мозг от воспаления и индуцируют его. Биологи уже давно выдвинули теорию, что уменьшение этого воспаления может замедлить процесс старения и отсрочить возникновение возрастных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера, рак и деменция.

Тем не менее, вопрос о том, что именно заставляет определенные клетки иммунной системы «восставать» против организма, оставался открытым. Теперь исследователи из Стэнфордского университета показали, что вина в развитии хронического воспаления может лежать на миелоидных клетках. Это клетки иммунной системы, которые находятся в головном мозге, кровеносной системе и периферических тканях организма. Кроме борьбы с патогенами они выполняют вспомогательные функции — очищают ткани от «мусора», такого как мертвые клетки и сгустки агрегированных белков и обеспечивают питательными веществами другие клетки.

Оказалось, что с возрастом миелоидные клетки начинают пренебрегать своими обязанностями и начинают бесконечную «войну с несуществующим врагом», нанося своей деятельностью ущерб другим тканям организма. В своей работе ученые блокировали взаимодействие гормона PGE2 с рецептором на поверхности миелоидных клеток. Испытав метод на мышиных моделях и человеческих миелоидных клетках, ученые смогли обратить вспять возрастное снижение умственных способностей у пожилых мышей, восстановив их память и способность к навигации.

Одно из двух соединений, которые использовали ученые, было эффективным против возрастного «бунта» миелоидных клеток, хотя и не проникало через гематоэнцефалический барьер. Это говорит о том, что воздействие даже на находящиеся за пределами мозга клетки может оказать влияние на процессы внутри него. Ни одно из соединений не одобрено для экспериментов над людьми, и вполне возможно, что эти вещества имеют серьезные побочные эффекты, хотя у мышей их не наблюдалось. Ученым предстоит провести еще множество экспериментов, прежде чем их работающий препарат сможет дойти до клинических испытаний на людях.

Статья исследователей опубликована в журнале Nature.