В Сочи школьники разрабатывают станцию для обработки снимков Земли из космоса
В образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) восемь школьников из Москвы, Екатеринбурга, Сарова и Барнаула разрабатывают станцию L-диапазона для приема и обработки изображений Земли из космоса. Работы ведутся на космической смене программы «Большие вызовы». Наставники ребят — Александр Макаров, руководитель проекта в ОЦ «Сириус», преподаватель Политехнического колледжа им. Н.Н. Годовикова, менеджер компетенции WorldSkills Russia «Инженерия космических систем», и Владимир Гершензон, генеральный директор инженерной компании «Лоретт». В качестве наглядного примера в центре «Сириус» установлен лабораторный комплекс приема данных с метеорологических спутников «Лентикулярис» — новейшая разработка компании «Лоретт». «Лентикулярис» предназначен для приема изображений со спутников в радиусе до 400 км от места установки, демодуляции, декодирования, регистрации и обработки цифровой информации, передаваемой с метеорологических искусственных спутников Земли серий Метеор-М №2, NOAA, MetOp, FengYun-3 по радиоканалам L-диапазона частот.
Первая публичная демонстрация успешной работы комплекса «Лентикулярис» состоялась как раз в центре «Сириус»: 9 июля 2018 г. комплекс впервые принял и обработал данные со спутника NOAA 19.
— Аппараты серии NOAA очень хорошо документированы, что часто не характерно для других спутников дистанционного зондирования. То есть информация с аппаратов NOAA — это огромные объемы профессиональных данных, которые очень не просто принимать и обрабатывать, не имея собственных знаний и навыков, — рассказал Владимир Гершензон, который является генеральным конструктором комплекса «Лентикулярис».
В настоящее время участники программы «Большие вызовы», деятельность которых Владимир курирует как главный эксперт космического профиля программы «Большие вызовы», работают над созданием станции L-диапазона, которая будет принципиально отличаться от комплекса «Лентикулярис».
— Ребята делают свой конструктив, мехатронику, программную оболочку. И если они выйдут на реальную разработку, то можно будет говорить о патентовании образца. Команда очень сильная! Если ребята что-то не успеют сделать в центре «Сириус», то в августе мы попробуем продолжить работу над проектом в Москве, — поделился Владимир Гершензон.
— Очень часто нестандартный, самостоятельный подход к поставленной задаче приводит к замечательным оригинальным решениям. Такое решение было найдено в процессе работы ребят в проекте разработки приемной станции L-диапазона. С каждым годом все большее количество микроспутников ДЗЗ выводится на низкую околоземную орбиту и наблюдается рост потребности в специалистах, способных обработать тот поток информации, который мы можем получить из космоса. Существующие сегодня станции громоздкие, тяжелые, обладают нестандартными габаритами. Они достаточно сложны в изготовлении, используется лицензионное программное обеспечение, послепродажное обслуживание и сопровождение оборудования. Возникает необходимость прежде всего в несколько упрощенных действующих моделях станций, способных развернуться в короткие сроки и принять изображения из космоса с высокой скоростью и отличным качеством. Немаловажным фактором является стандартная упаковка оборудования, удобная к транспортировке, например, 1200×600 мм. Сам процесс получения спутниковых снимков — с момента проектирования, конструирования до изготовления, программирования, обработки данных — это прежде всего образовательная программа, но с реальным результатом и, в итоге, с реальным заказчиком. — рассказал Александр Макаров.
Участниками программы «Большие вызовы» в ОЦ «Сириус» являются школьники 8−10 классов, победители и призеры Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ, имеющие достижения в области технологического образования, физико-математических, естественных наук. В группе под руководством Александра Макарова и Владимира Гершензона новые технологии изучают и создают семь школьников, трое из них — учащиеся московского физико-математического лицея «Вторая школа».
Кроме того, на космической смене программы «Большие вызовы» российские школьники в ходе других направлений работают над созданием нового типа скафандра, геопорталом социально- экономического развития Сочи, лунным каротажным зондом, продолжением микроспутниковой программы изучения магнитосферы.