В России запустили фонд для инвестиций в виртуальную реальность
Девушка с гарнитурой виртуальной реальности
Основатель центра Digital October Георгий Тушинский и бывший директор по маркетинговым коммуникациям «Яндекса», создатель рекламного агентства BBDO Moscow Игорь Лутц запустили венчурный фонд VRTech для инвестиций в проекты виртуальной реальности. Об этом РБК сообщила представитель фонда.
Общий объем инвестиций VRTech составит более 300 млн руб. Дополнительные средства будут привлекаться в зависимости от объема и количества проектов, рассказал РБК Тушинский. Искать проекты фонд будет в России, США, странах Европы и Азии. В 2016 году его основатели планируют вложиться в три-пять стартапов, в каждый — по 10–30 млн руб. Договоренность по первой сделке уже достигнута, VRTech инвестирует в проект 25 млн руб., говорит Тушинский. Название и детали проекта он раскрыть отказался, уточнив, что речь идет о российской разработке.
VRTech будет выбирать для инвестиций проекты, ориентированные на повышение эффективности бизнеса и развлекательные технологии, отмечается в сообщении о запуске фонда. Проекты виртуальной реальности могут помогать девелоперам демонстрировать покупателям жилье, нефтяникам — строить симуляторы для бурения скважин, туристам — оценивать преимущества путешествий по тому или иному маршруту, приводит примеры представитель VRTech. Бизнес, использующий технологии виртуальной реальности, может наращивать прибыль на 30% за счет отказа от издержек на создание реального продукта, оценивает Тушинский, слова которого приводятся в сообщении фонда.
Кто основал VRTech
Тушинский является создателем сайта Allofmp3.com, заблокированного в 2007 году после того, как торговое представительство США назвало портал «крупнейшим пиратским музыкальным ресурсом в мире», а также стриминговых радиосервисов Moskva.fm и Piter.fm, с которыми судились правообладатели из-за незаконного использования их контента, писали «Ведомости». В 2010 году вместе с министром по делам «открытого правительства» Михаилом Абызовым он открыл центр для проведения конференций Digital October. «Как бизнес он [Digital October] ничего не стоит, это некий набор людей, связей и имиджа», — говорил знакомый Тушинского журналу Forbes. В 2011 году центр принял одно из заседаний комиссии по модернизации при президенте (пост на тот момент занимал Дмитрий Медведев). В марте 2012 года компания Тушинского «Телемаркер» организовывала видеонаблюдение на выборах главы государства.
Игорь Лутц основал рекламное агентство BBDO Moscow в 1989 году и ушел с поста его руководителя в 2007-м, чтобы заняться собственными проектами. В январе 2015 года он устроился в «Яндекс», где отвечал за креатив и производство в рекламе и маркетинге, однако спустя полгода покинул компанию. VRTech — не первый фонд Лутца. В 2015 году вместе с венчурным инвестором Константином Синюшиным он основал the Untitled Retail Lab. Этот фонд инвестировал в проекты в сфере ретейла (заявленный объем инвестиций составлял $2 млн).
Заявленный объем фонда недостаточен для качественного инвестирования на ранних стадиях, говорят глава клуба инвесторов бизнес-школы «Сколково» Виталий Полехин и управляющий партнер фонда Impulce VC (инвестирует средства Романа Абрамовича) Кирилл Белов. В США оценки стартапов в области виртуальной реальности на ранней стадии составляют $5–6 млн, для VRTech вложения в такие проекты объемом от $200–300 тыс. до $1 млн будут затруднительны. Если фонд хочет ориентироваться на экспансию российских проектов, ему придется инвестировать в переезд команды за границу — это обойдется в $300–400 тыс., то есть средств хватит на десяток проектов, говорит Белов. По его словам, «нужно понять, какая у основателей цель»: если это инвестиции в российские проекты, то рынок довольно ограниченный. В стране наберется от силы десять проектов, достойных инвестиций: шлем виртуальной реальности Fibrum, несколько игровых проектов и разработчиков софта, перечисляет Белов. «Жизнеспособны из них один-два, так что локального рынка не будет, это глобальная международная история», — говорит он.
В России существует 150–200 проектов в области технологий в сфере VR (виртуальная реальность) и IR (дополненная реальность), оценивает руководитель центра мобильных технологий фонда «Сколково» Василий Рыжонков. Мировой объем сделок в отрасли в прошлом году при этом достиг $3–4 млрд и продолжает расти, оценивает он. По словам эксперта, важным толчком к развитию рынка стал выход в розницу потребительских устройств — очков дополненной реальности от Oculus (принадлежит Facebook), HTC и Sony. VRTech вряд ли хватит средств, чтобы развивать заявленное количество проектов, считает Рыжонков. «В России некоторые стартапы поднимают раунды по $600–700 тыс., и этих денег едва хватает на развитие», — говорит он.
© РБК