В России нейросети обучают предсказывать поломки беспилотников
Ученые Томского государственного университета (ТГУ) создают нейросеть, которая позволит проводить диагностику беспилотных летательных аппаратов, предсказывая их возможные поломки. Сейчас их можно предупредить во время плановых профилактических работ или уже по факту происшествия. Как правило, в последнем случае происходит аварийная ситуация, которая может привести к опасным последствиям.
Чтобы избежать подобных ситуаций, авторы исследования решили обучить искусственный интеллект на распознавание вероятных поломок еще до их возникновения. Для этого специальные датчики будут считывать все параметры работы беспилотника: вибрацию, температуру, электрические показатели, скорость вращения двигателей и так далее. Определенные сигналы и их сочетание могут указывать на сбои, которые поначалу не видны со стороны. Уже на этом этапе система подаст сигнал о необходимости ремонта или дополнительной диагностики.
Новый инструмент предполагается использовать двумя способами. Первый подразумевает диагностику во время полета. Нейросеть разместят на специальном микрокомпьютере, который крепится к корпусу дрона. Она снимает показания с датчиков и обрабатывает их в режиме реального времени. Второй способ — предполетная и послеполетная проверка. Информация с датчиков в таком случае сбрасывается на компьютер, где обрабатывается нейросетью, которая выдает заключение о состоянии узлов беспилотника. В настоящее время ученые создают библиотеку данных.
Сложность заключается в сборе данных, на которых необходимо обучать ИИ. Дело в том, что промышленники и любые другие организации, которые используют беспилотные авиасистемы, как правило, крайне неохотно делятся технологическими данными. В наших исследованиях мы используем реальные сигналы с узлов и агрегатов БАС, которые мы запускаем в рамках лаборатории и на полигоне, который есть в ТГУ. Наличие полигона дает нам определенное преимущество перед другими научными центрами. Наряду с этим мы используем «синтетические» данные, которые имитируются с помощью специальных симуляторов.Станислав Шидловскийдекан факультета инновационных технологий ТГУ
Планируется, что уже в середине 2025 года ученые представят полноценную функционирующую систему.
Ранее мы рассказывали, что в России впервые запустили производство уникальных деталей для беспилотников.