В Египте нашли «семейную» статую с уникальной композицией персонажей

В исследовании, опубликованном в The Journal of Egyptian Archaeology археологами Захи Хавассом и Сарой Абдо, описывается по-своему уникальная египетская семейная статуя. Выполненная из известняка скульптура была найдена в Гиср-эль-Мудире в Саккаре в 2021 году. На ней изображен знатный человек, стоящий в полный рост, выставив левую ногу вперед. Такая поза, типичная для Древнего царства (2707 — 2150 гг. до н. э.), символизирует молодость, жизненную силу и могущество.
Человек носит короткий парик с завязками, а также подобие шотландского килта с разрезом. Скульптор уделил большое внимание изображению верхней части тела персонажа, особенно плеч, ключиц, грудных мышц и рук.
Рядом с ним изображена женщина, которая намного ниже его ростом. Она опустилась на колени и держится за правую ногу главы семейства. На ней парик до плеч и простое платье с широким воротником.
Женщина, скорее всего, изображает жену мужчины. Как и на других семейных статуях, она демонстрирует полное подчинение мужу. Подобное изображение покорной жены можно увидеть на царской статуе в Джедфре, где царица так же сидит на корточках, держась за ногу мужа.

Третья фигура на статуе из Гиср-эль-Мудира — самая уникальная. В отличие от других семейных статуй из Египта, молодая девушка, вероятно, изображающая дочь вельможи, высечена в виде барельефа, а не в объемном изображении. Она стоит позади левой ноги отца, вытянув правую руку, чтобы держаться за нее. Тем временем в правой руке она держит гуся, который символизировал провизию для путешествия в загробный мир.
Статуя была найдена без надписей и иных опознавательных знаков в песках Гиср-эль-Мудира. Вероятно, ее оставили там воры, грабившие близлежащие гробницы. Из-за отсутствия контекста сложно определить, когда была создана статуя.
Чтобы датировать вероятный период творчества, исследователи проанализировали ее художественный стиль и сравнили его с другими известными семейными статуями.
Оказалось, что эта композиция больше всего похожа на семейные статуи, созданные во времена V-й династии (2504—2347 гг. до н. э.), в частности, на статую Ирукапта. Сделанная так же из известняка, имеющая почти такой же размер и выполнена в похожем стиле, она хранится в Бруклинском музее. Она также была найдена в Саккаре.

На ней изображен вельможа, левая нога которого выставлена вперед. Он одет в такую же одежду и парик, как человек из Гиср-эль-Мудира. Слева от него стоит на коленях миниатюрная жена. Третьим персонажем служит мальчик, вероятно, сын. Он изображен обнаженным, с пальцем возле рта (такое можно нередко увидеть на изображениях древнеегипетских детей).
Статуи почти идентичны, за исключением положения жен, которые изображены зеркально, а также того, что сын изображен в виде маленькой полноценной фигуры, в то время как дочь из Гиср-эль-Мудира — в виде барельефа. Сходство в анатомических пропорциях, чертах лица, положении тела, одежде и париках позволяет предположить, что обе статуи были созданы в одно и то же время и, вероятно, принадлежат к одной и той же «школе» древнеегипетского искусства.
Причины, по которым дочь изображена в виде барельефа, неизвестны. Ни на одной другой семейной статуе такого нет. Возможно, скульптору не хватило времени, или с ним что-то случилось, и работу заканчивали менее опытные мастера. Так или иначе, статуя из Гиср-эль-Мудира — первая в своем роде в истории Древнего царства, на которой член семьи изображен таким уникальным образом.

Гендерное неравенство было типично для всех древних обществ. Не случайно Тутмос III, вынужденный двадцать с лишним лет подчиняться властной матери Шатшепсут, после ее смерти распорядился крушить статуи вчерашней владычицы Египта.
