Увидеть мир заново за час: возможности современной офтальмохирургии
«Мы не спасаем жизнь, но улучшаем ее качество», — так говорят врачи Центра офтальмологии Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Солянке. Какими возможностями сегодня располагает офтальмология для оказания помощи пациентам и какие технологии помогают вернуть зрение в течение одного дня, рассказали руководитель Центра офтальмологии Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Солянке, к. м. н. Евгения Крупина и главный специалист по офтальмологии ГК «МЕДСИ», врач-офтальмолог, офтальмохирург, к. м. н. Александр Трубилин.
Витреоретинальная хирургия — успеть за 72 часа
Один из главных трендов в офтальмохирургии сегодня — проведение микроинвазивных витреоретинатальных хирургических вмешательств при различных изменениях анатомических структур заднего отрезка глаза. Среди основных показаний: отслойка сетчатки, макулярный разрыв, а также диабетическая ретинопатия — заболевание не частое, но очень тяжелое.
Витреоретинальная хирургия — это микроинвазивное вмешательство, проводимое при отслойке сетчатки. Среди причин инвалидности по зрению отслойка сетчатки занимает до 9%, причем 84% — это люди трудоспособного возраста.
Чем раньше диагностируется заболевание и чем раньше начнется лечение, тем больше шансов сохранить зрение. Промедление в этой ситуации чревато развитием неизлечимой слепоты.
В процессе витрэктомии удаляется измененное стекловидное тело, проводится лазеркоагуляция разрыва сетчатки, и вместо него вводится силикон или газ, который сближает сетчатку и сосудистую оболочку. Благодаря применению внутривенной анестезии отсутствуют болевые ощущения. В среднем операция длится от 40–50 минут до 1,5–2 часов в сложных случаях, после чего пациент отправляется домой с условием обязательного контрольного осмотра на следующий день.
Витрэктомию проводят в амбулаторных условиях через 3 микроскопических прокола по 0,5 мм с использованием микроинвазивной техники. Хирург получает доступ к сетчатке глаза, освобождает ее от рубцовой ткани, мембран, затем путем введения специальных жидкостей расправляет сетчатку, добиваясь ее полного прилегания. Таким образом, результат операции пациенту в буквальном смысле заметен «невооруженным глазом» — ему возвращается зрение.
Отслойка сетчатки, повреждение сосудов глаза или другие нарушения могут случиться и при травме, например, после сильного удара. И здесь, как отмечает руководитель Центра офтальмологии Клинико-диагностического центра МЕДСИ на Солянке, к. м. н. Евгения Крупина, важно как можно раньше обратиться к врачу.
«При отслойке сетчатки есть 72 часа — проведенная в этот период операция будет наиболее успешной, и мы сможем максимально вернуть зрение пациенту», — объясняет специалист.
Пациент с катарактой видит все окружающие предметы, словно в тумане. Хирургическое вмешательство при катаракте проводится значительно быстрее — за 15–20 минут. За это время офтальмохирурги меняют замутненный хрусталик, который мешает пациенту хорошо видеть, на прозрачный искусственный, восстанавливая прозрачность оптических сред глаза. Хрусталик можно выбрать однофокальный или мультифокальный. Например, при однофокальном хрусталике пожилой пациент сможет хорошо видеть вдаль, но при чтении ему надо будет пользоваться очками. Мультифокальный хрусталик может и вовсе избавить человека от очков. Линза устроена так, что позволяет хорошо видеть и вблизи, и вдаль.
Кстати, операции по замене хрусталика проводятся не только при катаракте, но и при возрастных изменениях, когда человек всю жизнь имел хорошее зрение, но после 50 лет оно стало снижаться, и потребовались очки. По сути, такие операции при катаракте помогают «омолодить» зрение.
Коррекция аномалий рефракции проводится также при миопии, гиперметропии (дальнозоркости), астигматизме и субклинических формах кератоконуса и различных патологий роговицы. Существуют также хрусталики, которые помогают скорректировать астигматизм — еще один вид нарушения рефракции.
«Часто люди не знают об астигматизме и живут с искаженным зрением. Но зато после операции получается «вау-эффект», когда человек сравнивает то, как он видел раньше, с тем, как видит сейчас», — рассказал Александр Трубилин.
Даже при глаукоме, благодаря высокоточной диагностике на ранних стадиях, можно сохранить зрение для пациента. Сегодня существуют фармпрепараты — как правило, капли, способные максимально отстрочить операцию, — их нужно капать один или два раза в день ежедневно в течение всей жизни. Однако не все пациенты готовы к этому.
«В таком случае вместо капель мы предлагаем лазерную хирургию, заменяющую действие капель, воздействующую на дренажные пути. Благодаря этому оттуда уходят продукты распада, очищаются дренажные каналы, улучшается трофика и снимается внутриглазное давление. Такую процедуру нужно повторять раз в 9–10 месяцев», — отметил врач.
Лазер — в помощь офтальмохирургу
Список показаний для лазерной коррекции зрения весьма широк. Хирургическая коррекция с применением лазерных технологий проводится, как правило, при аномалиях рефракции: астигматизм, дальнозоркость (гиперметропия), близорукость (миопия).
Такие операции проводится пациентам от 18 до 45 лет — это оптимальный возраст для получения максимального эффекта коррекции, а реабилитация проходит очень быстро. Фактически сразу после лазерной коррекции пациент может вернуться к привычной жизни. При этом впоследствии такое вмешательство никак не повлияет на органы зрения — если человек и столкнется с офтальмологическим заболеванием, то совершенно точно это не будет связано с лазерной коррекцией зрения.
«При лазерной коррекции снижаются риски травматизации тканей и вероятность осложнений, а также достигается оптимальный результат. При этом сокращается период послеоперационного восстановления пациента — все операции проводятся в рамках одного дня, в амбулаторных условиях, без необходимости госпитализации пациента», — рассказала Евгения Крупина.
В современной офтальмологии есть даже такие технологии, которые помогают решить и проблемы эстетического характера. Окулопластика — хирургическая коррекция таких нарушений, как завороты и вывороты век, халязионы, воспалительные заболевания, кисты, которые снижают качество жизни, особенно молодых пациентов. Кроме того, все это мешает с эстетической точки зрения и может привести к более серьезным последствиям — постоянным воспалительным реакциям, травматизации глаза. Вмешательство проводится малоинвазивно, не требует наложения швов. После такой операции нет практически никаких ограничений, человек может вести обычный образ жизни.
«В нашей работе особенно запоминаются эмоции пациентов, когда они открывают для себя новое качество жизни. Когда приходит человек, который почти ничего не видит, а после операции к нему возвращается зрение, и он может позволить себе ранее недоступные простые «радости»: увидеть мельчайшие прожилки на листочке, читать без очков, открыть для себя всю палитру цветов. Такие случаи невероятно заряжают и придают сил», — говорит Александр Трубилин.
Материал подготовлен Группой компаний «МЕДСИ»