Ультрафиолет повредил ДНК далеко от места воздействия

Исследователи из Технологического института Карлсруэ показали, что ультрафиолетовое излучение может повредить участок ДНК, даже если он находится далеко от места воздействия.
Ультрафиолет повредил ДНК далеко от места воздействия
Технологический институт Карлсруэ

Известно, что ультрафиолетовое излучение может повреждать генетический материал человеческих клеток и вызывать рак кожи. Но до сих пор считалось, что энергия света этого диапазона не может распространяться далеко в цепи ДНК. Однако новая работа показывает обратное.

Биологи Технологического института Карлсруэ опубликовали в журнале Angewandte Chemie International Edition статью, в которой исследовали, какие части ДНК повреждает ультрафиолетовое излучение при прямом воздействии. Для этого ученые синтезировали генетическую молекулу небольшой длины и добавил к ней органический участок, повышающий чувствительность системы к излучению.

Затем исследователи вставили в ДНК несколько пар тимина — одного из четырех основных нуклеотидов или «строительных блоков» генетических молекул. Авторы выбрали этот нуклеотид не случайно — самое частое повреждение ДНК при действии ультрафиолета связано именно с образованием нежелательных связей между тиминами.

В результате оказалось, что УФ-свет способен поражать основания ДНК далеко за пределами места воздействия. Эффект распространялся на 10,5 нанометров — намного больше, чем исследователи считали ранее. Теперь биологи планируют изучить, как энергия излучения переносится между ДНК и окружающей средой и может ли повреждение одной генетической молекулы вызвать каскад побочных реакций и повредить другой генетический материал.