Ученые выяснили, зачем наша кожа покрывается мурашками
Каждый из нас неоднократно сталкивался в жизни с состоянием «гусиной кожи», когда та покрывается крошечными бугорками, а волосы встают дыбом. Долгое время исследователи считали, что это ни что иное, как пережиток далекого прошлого. В те дни, когда наши предки были покрыты густым мехом, подобная реакция на стрессовую ситуацию поднимала волоски, делая их обладателя визуально больше и создавая иллюзию большей опасности для противника. Кроме того, приток крови к капиллярам кожи позволяет быстрее согреваться — вот почему мы покрываемся «цыпками», выходя из воды на прохладный воздух.
Но что заставляет эволюцию сохранять этот странный физиологический механизм спустя десятки тысяч лет после того, как мы утратили роскошный меховой покров? Команда из Гарварда изучила то, что происходит внутри наших клеток во время появления мурашек и попыталась разобраться, какой цели они служат сегодня.
В результате исследования обнаружилось, что клетки, которые провоцируют появление мурашек, также играют ключевую роль в регуляции стволовых клеток, восстанавливающих волосы и волосяные фолликулы в случае их повреждения. Во время длительного воздействия низких температур этот эффект только усиливался, что позволило ученым прийти к единому мнению. Они полагают, что мурашки — это кратковременная мера, с помощью которой организм пытается стимулировать рост новых волос, чтобы в дальнейшем нам было сложнее замерзнуть.
Harvard Univercity Волосяной фолликул под микроскопом Зеленые линии — это симпатические нервы, обвивающие волликулы и стимулирующие их
«Это своего рода двойная мера: с одной стороны, мурашки позволяют быстрее согреться, стимулируя приток крови; с другой — помогают стволовым клеткам узнать, что пора запускать механизм ускоренного роста волос», поясняет Юлия Шварц, один из соавторов исследования.
Не исключено, что на этом полезные свойства мурашек не заканчиваются. Ученые заявили, что намерены продолжать исследовать физиологические особенности «гусиной кожи» и ее воздействие на организм в целом.