Ученые раскрывают секреты фигурки коленопреклоненного быка возрастом 5000 лет

Необычная фигурка быка, очевидно, играла ритуальную роль
Необычная фигурка быка, очевидно, играла ритуальную рольИсточник: Metropolitan Museum of Art

В коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке хранится удивительная серебряная статуэтка высотой всего 16 сантиметров и возрастом 5000 лет, которая представляет собой загадочное существо, гибрид человека и животного — быка в коленепреклоненной позе.

Статуэтка была создана представителями протоэламской культуры — древнейшей цивилизации, существовавшей на территории современного Ирана. Исследование 1970 года показало, что фигурка изготовлена из серебра чистотой 98,5%. Внутри статуэтка полая, и в ней находится пять известняковых камешков. Вероятно, создатели фигурки поместили их внутрь намеренно, чтобы при движении статуэтка создавала гулкий звук, словно погремушка. На поверхности сохранились следы волокон животного происхождения — возможно, остатки древней пряжи.

Дональд Хансен, профессор изящных искусств Нью-Йоркского университета, описал фигурку как замечательное существо, сочетающее в себе человеческие и животные черты. У него голова быка с изогнутыми рогами, но человеческие плечи. Руки выглядят человеческими, но заканчиваются копытами, которыми бык держит сосуд. Фигурка «одета» в богато украшенную одежду, под которой угадываются согнутые в коленях человеческие ноги. Интересная деталь: у статуэтки нет плоского основания, то есть установить ее на твердой поверхности самостоятельно невозможно.

Сейчас удивительная статуэтка хранится в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке
Сейчас удивительная статуэтка хранится в коллекции Метрополитен-музея в Нью-ЙоркеИсточник: https://www.flickr.com

Протоэламиты, жившие на территории современного юго-западного Ирана в медном веке, славились своим искусством. Они изобрели цилиндрические печати — небольшие цилиндры с выгравированными на них фигурками, которые использовались в административных целях. На многих таких печатях изображены животные в человеческих позах, что говорит о существовании целой традиции создания мифических гибридов людей и животных, выглядящих при этом реалистично.

Назначение коленопреклоненного быка пока что остается загадкой для ученых. Однако наличие камешков внутри и следов ткани снаружи указывает на то, что артефакт использовался в ритуальных целях. По мнению Хансена, это могла быть так называемая «фундаментная фигурка» — особый тип ритуальных предметов, которые закапывали в землю под храмовыми конструкциями, чтобы «закрепить» сакральность места. Если это действительно так, то создатели никогда не планировали, что кто-то увидит эту статуэтку снова.

Зачем мастеру понадобилось создать быка, ведущего себя как человек, до конца так и не ясно. Но сочетание необычной формы, дорогого материала и ритуальной символики делает его бесспорным свидетельством развитой металлургии и художественных традиций протоэламской цивилизации, а также того, что уже пять тысяч лет назад жители древнего Элама умели создавать образы, балансирующие между миром реальности и мифов. И сегодня удивительный коленопреклоненный бык остается одним из самых загадочных и прекрасных примеров древнейшего искусства Ближнего Востока.

Поделиться

©  HI-TECH@Mail.Ru