Ученые придумали как перерабатывать шины без вреда для экологии

Тонны старых шин являются одной из самых серьезных проблем для экологии
Тонны старых шин являются одной из самых серьезных проблем для экологииИсточник: Unsplash

Накопление отслуживших свой срок шин на свалках не только занимает огромные площади, но и представляет угрозу для окружающей среды — разложение старых шин сопряжено с утечкой токсичных химикатов и самопроизвольными возгораниями. Традиционным методом переработки шин является их пиролиз, то есть разложение резины при высоких температурах. При этом выделяются токсичные соединения — бензол и диоксины. Однако ученые из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл нашли новый способ переработки резины, который может изменить подход к утилизации шин.

Группа исследователей под руководством доктора Александра Жуховицкого предложила химический метод разложения резины, основанный на C-H аминации и реорганизации полимерной структуры, который позволяет превращать использованные шины в сырье для эпоксидных смол. Это инновационный и экологичный подход, который может заменить существующие методы переработки.

Основная проблема переработки резины связана с ее химической структурой. В составе шин используются полимеры, скрепленные между собой перекрестными связями, что придает материалу прочность и гибкость, но делает его устойчивым к разложению. Традиционные методы переработки включают девулканизацию, которая разрушает серные связи и ослабляет механические свойства материала, а также каталитическое расщепление полимеров, приводящее к образованию сложных и токсичных побочных продуктов.

Простой метод позволяет получать утилизировать старые шины с получением ценных для промышленности эпоксидных смол
Простой метод позволяет получать утилизировать старые шины с получением ценных для промышленности эпоксидных смолИсточник: Unsplash

Новый метод, предложенный Жуховицким и его командой, позволяет разлагать резину на функциональные компоненты, которые сохраняют ценность даже будучи перемешанными друг с другом. В основе процесса лежит использование серного диимида, который обеспечивает реорганизацию полимерного остова шины. В результате молекулярная масса резины уменьшается в десятки раз, а сам материал превращается в растворимые соединения, из которых можно получать эпоксидные смолы.

Эффективность метода оказалась поразительной. Полный распад использованной резины происходил всего за шесть часов, при этом шины превращались в растворимый материал, пригодный для промышленного использования. Плюсом метода является то, что для него не нужны высокие температуры или дорогостоящие катализаторы. Технология осуществляется при умеренной температуре 35−50 °С и в водной среде, что делает ее экологичной и экономичной.

Эпоксидные смолы, полученные таким образом, можно применять в промышленности вместо производства смол с нуля. Ученые подтвердили, что полученные из переработанной резины смолы обладают прочностью, сопоставимой с коммерческими эпоксидными материалами.

Тем временем в РФ создан умный оптический сортировщик мусора.

Поделиться

©  HI-TECH@Mail.Ru