Ученые оценили влияние нарциссизма и трудоголизма на успех молодых бизнесменов
Ученые из НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге провели исследование, в рамках которого проверили, как определенные черты характера основателя компании влияют на ее успешность. Оказалось, что стремление к внедрению инноваций вкупе со склонностью к нарциссизму и трудоголизму наиболее благоприятно сказываются на развитии небольших предприятий.
В работе авторы сделали акцент на небольших компаниях, открытых молодыми бизнесменами. Поскольку в таких условиях личностные характеристики основателя фирмы играют наиболее значимую роль. В основу работы лег большой массив данных, собранный в ходе Глобального исследования предпринимательского духа студентов (GUESSS), которое было проведено в 2021 году.
В массиве были отобраны руководители молодых компаний, которые присутствуют на рынке от 2 до 10 лет. В выборку попали 205 предпринимателей из числа студентов. Средний возраст участников исследования составил 22 года, а средняя численность персонала их компаний — четыре человека. В 18,05% случаев фирмы занимались торговлей, в 14,63% — образованием, в 13,17% — маркетингом.
Участники эксперимента отвечали на несколько блоков вопросов, раскрывающих разные аспекты исследования. Один блок был посвящен результативности и эффективности работы компании. Другой блок касался склонности к внедрению инноваций в работу фирмы. Остальные блоки затрагивали личностные характеристики бизнесменов, в частности, уровень нарциссизма и трудоголизма. Чаще всего вопросы измерялись по шкале Лайкерта, то есть участникам нужно было поставить баллы от 1 до 7 в зависимости от степени согласия с тем или иным утверждением.
Проанализировав результаты, авторы работы пришли к выводу, что внедрение инноваций напрямую влияет на успешность фирмы на рынке. Выявлена положительная связь. В то же время этот позитивный эффект заметно улучшался, если создатель стартапа имеет выраженную склонность к нарциссизму и трудоголизму. Это согласуется с теорией стратегического лидерства. Такие люди чаще склонны активно искать пути к успеху, добиваться конкурентного преимущества за счет инновационных решений, смелых шагов и нестандартных ходов.