Три новооткрытые экзопланеты заинтересовали ученых

Космический телескоп TESS обнаружил три новые, ранее неизвестные экзопланеты, которые являются одними из самых небольших и близких экзопланет, открытых на данный момент.
small-logo4.svg
Редакция ПМ
30 июля 2019 16:35

Телескоп TESS в художественном представленииNASA Телескоп TESS в художественном представлении

Все эти три экзопланеты вращаются вокруг звезды TOI 270; они получили название TOI 270 b, TOI 270 c и TOI 270 d. TOI 270 является звездой главной последовательности; то, что она достаточно спокойная и яркая, а также находится довольно близко к Земле — примерно в 73 световых годах от нас, делает ее особенно интересной для ученых, занимающихся изучением экзопланет.

Наиболее близкая к звезде планета системы — TOI 270 b. Предполагается, что она является каменистой суперземлей с радиусом, составляющим примерно 1,25 радиуса Земли. Две другие планеты же, по‑видимому, являются состоящими в основном из газа мининептунами. TOI 270 c, как отмечается, имеет радиус примерно в 2,4 земного, а планета TOI 270 d несколько меньше. На основе имеющихся данных специалисты предполагают, что все три планеты «приливно заблокированы», что означает, что они всегда обращены к родительской звезде одной и той же стороной. Кроме того, данные планеты, согласно предположению ученых, находятся в «резонансе» друг с другом, то есть их орбитальные периоды близки к целым числам.

Система звезды TOI 270 отличается от нашей Солнечной системы, в частности, тем, что в ней имеются планеты средних размеров — мининептуны, в то время как вокруг Солнца вращаются только небольшие каменистые планеты, такие как Меркурий и Венера, и газовые гиганты, такие как Юпитер и Сатурн. Исследователи надеются, что анализ мининептунов в данной системе может помочь пролить свет на то, следуют ли небольшие каменистые планеты, как наша Земля, теми же эволюционными путями, что и более крупные планеты, или нет.

Система звезды TOI 270 в схематичном изображенииNASA«s Goddard Space Flight Center/Scott Wiessinger Система звезды TOI 270 в схематичном изображении

Кроме того, систему TOI 270 еще планируют изучить на предмет наличия жизни. Сначала ученые предположили, что мининептун TOI 270 d находится в обитаемой зоне звезды — зоне, планеты в которой теоретически могут иметь воду в жидком состоянии. Однако как показал дальнейший анализ, атмосфера данной планеты, вероятно, слишком плотная: это должно было бы вызвать бесконтрольный парниковый эффект, что сделало бы поверхность TOI 270 d слишком горячей для поддержания жизни. Впрочем, ученые не исключают возможности, что в верхней атмосфере планеты могут быть пригодные условия для существования экстремофильных организмов (организмов, способных жить и размножаться в экстремальных условиях).

Ученые заинтересованы в дальнейшем изучении системы TOI 270 и надеются, что будущий мощный космический телескоп «Джеймс Уэбб», который, как ожидается, будет запущен в 2021 году, поможет в этом.

Работа, посвященная новому исследованию, была опубликована в журнале Nature Astronomy; кратко о результатах сообщается в пресс-релизе на сайте MIT.

Ещё больше по темам