Даунхилл, Эндуро, Форкросс и Памп-трек: как заново изобрести велосипед

Даунхилл, Эндуро, Форкросс и Памп-трек: как заново изобрести велосипед

Вы наверняка видели ролики с экшен-камер, установленных на шлемах велосипедистов, несущихся по проложенным в городах трассам, балансирующих на вершине горы или лавирующих между деревьями в лесу. На это страшно смотреть, но глаза отвести невозможно. Мы встретились с героем многих таких роликов — чемпионом России по форкроссу Иваном Кунаевым.
1cd9bfcc357fd06b10180a04038ef0f1_cropped
Антон Иванов
30 июля 2019 16:55

Мы сидим в горном приюте и слышим, как шумит огонь в печи и завывает за окнами ветер. Сюда мы поднялись ночным скитуром, утром у нас фрирайд, потом спуск на парапланах и катание на фэтбайках — если вы хотите встретиться с Кунаевым, лучше всего искать его в горах итальянского Ливиньо. Здесь Иван зимой катается на сноуборде и фэтбайке, а летом тренируется в байк-парке Mottolino, где, помимо синих, красных и черных трасс, есть и спуски double black, сделанные для элитных спортсменов. Попаданию в эту касту Кунаев посвятил всю свою жизнь, но сегодня — уверен чемпион — путь в горы для велосипедистов стал куда короче.

Иван Кунаев, мастер спорта по маунтинбайку, чемпион России по форкроссу, прорайдер компании «Триал-Спорт»

363e2210e7df1e144e85c90070c382df_fitted_

«На YouTube люди охотнее всего смотрят на то, что не могут сделать сами: критически сильный уклон, максимально большие скорости. У меня большинство видео собирают по 200−300 тысяч просмотров».

«Раньше в горах катались только профессионалы, которые могли позволить себе очень дорогие велосипеды, но потом из-за растущей конкуренции рынок прогнул производителей, и этот спорт начал становиться все более доступным и массовым. Теперь в горах проходят кэмпы, где готовы обучать человека даже с минимальным опытом, а более продвинутым спортсменам предлагаются услуги гидов или персональных тренеров. В Европе практически все горнолыжные курорты стараются на лето перейти в велобизнес, закупают крепления для велосипедов на подъемники, вкладывают деньги в развитие трасс, привлекают новичков. Я в горы поехал только на пятый год тренировок, а теперь здесь, в Ливиньо, есть даже белая трасса, по которой и 5-летний ребенок съедет, при этом она ведет с высоты 2800 м и там можно безопасно спускаться хоть целый день. Сегодня появилось огромное количество людей на электробайках, они не спортсмены, но путешествуют по горным тропам, отдыхают на перевалах — по‑новому открывают для себя горы».

Маунтинбайк развивается очень активно: эволюционирует техника, проводятся сотни соревнований, появляются новые разновидности. Всего Международная федерация велоспорта (UCI) выделяет четыре дисциплины: кросс-кантри, даунхилл, форкросс и эндуро. Кроме них существуют дертджампинг, слоуп-стайл, фрирайд и памп-трек. За них очков в зачет UCI не получишь, но каждая имеет свою аудиторию.

Интересное в сети

Вопрос аудитории неслучаен: в экстремальном спорте крайне важны те самые просмотры на YouTube, лайки в Facebook и подписчики в Instagram и VK. «Медийность — ключ ко всему. Первые два года я делал ставку только на спортивные результаты, но потом понял: ты можешь быть крутым спортсменом, но, если ты не умеешь себя преподнести, успеха не будет. Я сделал презентацию самого себя как некоего продукта и объехал с ней потенциальных спонсоров, рассказывая им в первую очередь не о том, насколько я хорош, а о том, что им даст партнерство со мной. Сегодня я вывожу с собой в горы фотографов, монтирую видео, делаю сюжеты про соревнования и уверен, что в современном мире это такая же часть работы спортсмена, как тренировки. В итоге за последний год число просмотров моих лучших видео на YouTube-канале приближается к полумиллиону».

Рожденные в рубашках: что нужно гонщику, чтобы выжить

Иван тренируется и участвует в гонках в четырех направлениях маунтинбайка: даунхилл, эндуро, форкросс и памп-трек. Все они примерно его ровесники.

Где попробовать самому?

c40b2b641c37255c6ede527dd7ee02fc_fitted_

Крым. Здесь весь сезон проходят смены «Крымского велолагеря».

Сочи. «Горки Город» последние четыре года активно развивает летнее велонаправление.

Магнитогорс. На озере Банное летом открыты трассы для велосипедистов.

Ливиньо. Можно посетить велопарк Mottolino кроме того, каждый год прокладывается по 20−30 км новых трейлов.

Курорты Club Med. Крупнейшая французская горнолыжная сеть летом предлагает велотренировки на многих из своих 22 альпийских курортов, услуги тренеров бесплатны.

Даунхилл

Скоростной спуск на велосипеде зародился в 1990-х годах, когда на рынке появились первые модели МТБ. Цель спортсмена — проехать горную трассу за минимальное время. Это значит 3−4 минуты лететь вниз по корням, камням, трамплинам и резким поворотам со скоростью до 70 км/ч и перегрузками до 4 g.

Гонщики спускаются только на специальных велосипедах с заниженным центром тяжести и углами рамы, позволяющих ехать вниз, не переворачиваясь и сохраняя контроль. Используется подвеска c большими ходами (спереди — 200 мм, сзади — 210 мм), а также мощные и устойчивые к перегреву дисковые гидравлические тормоза.

«Дорогая техника и привела к тому, что даунхилл в России после кризиса 2008 года пережил мощный спад: инфляция резко сократила число тех, кто мог себе позволить это удовольствие. К примеру, мой GT Fury стоит порядка 370 тыс. рублей. И все же ситуация потихоньку исправляется. В прошлом году в России состоялось около 15 гонок в горах и еще несколько десятков на небольших трассах — так называемый мини-даунхилл».

Интересное в сети

Эндуро

Эта дисциплина моложе и демократичнее. По сути, эндуро — смесь даунхилла и кросс-кантри. Здесь гонщики также большую часть времени едут вниз, но иногда им приходится двигаться и в гору. Получается, что надо иметь не только отличную реакцию, но и хорошую физподготовку.

Для этой дисциплины выбирают велосипеды с меньшим ходом подвески, более легкими компонентами и подседельным штырем изменяемой длины. Последнее время в даунхилле и эндуро спортсмены переходят на велосипеды с колесами большего диаметра: если вначале они использовали 24″, а потом — 26″, то теперь норма — 27″ и 29″.

«Велосипед с большими колесами и рамой быстрее и стабильнее, хотя отчасти проигрывает в маневренности. В гонках по эндуро я выступаю на GT Sanction. Он весит 14 кг и имеет 180 мм хода подвески спереди и 175 — сзади. Подседельный штырь с кнопки на руле может выдвинуться на 120 мм вверх — это нужно для более удобного движения в гору. В России проводится серия гонок РЭС (Российская Эндуро Серия), собирающая на каждом этапе несколько сотен участников. В этом году планируется три этапа. Мне эндуро нравится тем, что эта гонка ближе к катанию в горах в кругу друзей, наверное, поэтому сейчас эта дисциплина и набирает невероятную популярность в мире».

Форкросс (4Х)

Эта дисциплина появилась чуть позже скоростного спуска и многое от него взяла, но по аналогии с популярным в 1990-е BMX-рейсингом было решено делать одновременные старты для четырех человек. Трасса для 4Х представляет собой широкий трек с прыжками, дропами, крутыми поворотами. Массовый старт предполагает обгоны и контактную борьбу. Спортсмены используют максимально легкие велосипеды, чаще всего без задней подвески.

«Я считаю форкросс одним из самых зрелищных направлений. К сожалению, в России, да и в мире он теряет популярность, уступая более безопасным видам велоспорта».

Памп-трек

Самое молодое направление маунтинбайка — езда по трассе, состоящей из кочек, двигаясь по которым можно разгоняться, не крутя педали. Гонщики используют велосипеды без задней подвески: так проще передать импульс от тела к байку, минуя потери на прожатие заднего амортизатора. Велосипед максимально облегчают: снимают передний тормоз, трансмиссию, применяют легкие компоненты. Давление в шинах высокое (от 3 атм.), чтобы увеличить накат. «На первый взгляд это больше забава, нежели спорт, но на деле памп-трек — крайне энергозатратное занятие, которое прокачивает технику катания и позволяет понять поведение велосипеда».

Интересное в сети

Статья «С горочки спустился» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2018).
Ещё больше по темам

Обсудить 0

Интересное в сети

©  Популярная Механика