Тиктокеры жалуются на укачивание в электромобилях: ученые объяснили причину

В последние месяцы в TikTok набирает популярность необычный тренд: пользователи все чаще жалуются на тошноту и дискомфорт при поездках в электромобилях. Особенно много таких видео снято на заднем сиденье Tesla — одной из самых популярных марок электромобилей в США. В одном из роликов блогер Кристин Тернер делится, что ей пришлось глубоко дышать, чтобы не почувствовать себя плохо во время поездки на Uber, которую она назвала «самым долгим и тряским часом в своей жизни». В комментариях под видео десятки тысяч пользователей подтверждают: многие действительно впервые узнали, что такое укачивание, именно в электрокаре.
Возникает логичный вопрос: действительно ли в электромобилях сильнее укачивает, чем в традиционных бензиновых автомобилях? Эксперты подтверждают: так и есть. Укачивание в транспорте является разновидностью так называемой болезни движения или кинетоза — состояния, при котором организм реагирует головокружением, тошнотой и рвотой на непривычное для него движение. Кинетоз может возникать не только в машине, но и при плавании на корабле (традиционное название кинетоза — «морская болезнь»), в во время полета на самолете, поездки на автобусе или в поезде и даже во время просмотра некоторых видео или при использовании виртуальной реальности. Согласно научным данным, особенно чувствительны к такому состоянию женщины и дети — у последних пик восприимчивости к движению приходится примерно на девятилетний возраст. Несмотря на одно из названий, укачивание — не признак заболевания, а нормальная реакция организма на рассинхронизацию сенсорной информации. Мозг при кинетозе получает противоречивые сигналы от глаз, органа равновесия во внутреннем ухе и мышц, что и вызывает тошноту, головокружение или даже рвоту.

В случае с электромобилями существует несколько факторов, которые действительно могут усиливать ощущение укачивания. Во-первых, это система рекуперативного торможения, при которой энергия замедления возвращается обратно в батарею. Такой тип торможения может казаться более резким и непривычным, особенно если водитель неопытен. Во-вторых, электрокары, особенно Tesla, обладают очень быстрым разгоном и таким же резким торможением — это создает дополнительные нагрузки на вестибулярный аппарат. В-третьих, отсутствие привычного шума двигателя снижает количество звуковых ориентиров для мозга, что тоже влияет на восприятие движения.
Дополнительный вклад в дискомфорт может вносить и специфическое ощущение плавности хода. Некоторые пассажиры описывают его как «плавание» или «передвижение на лодке». Такие низкочастотные, покачивающие движения особенно неприятны для людей с чувствительным вестибулярным аппаратом.

Полностью избавиться от укачивания невозможно — это естественная реакция организма на сенсорный рассинхрон, но есть несколько способов снизить вероятность его появления. Специалисты советуют по возможности садиться на переднее сиденье, откуда лучше видна дорога и легче предугадывать маневры автомобиля. Также стоит избегать чтения или использования телефона во время поездки, поскольку неподвижный экран усиливает конфликт между визуальной и вестибулярной информацией. Периодические перерывы в дороге с выходом на свежий воздух, глубокое дыхание, имбирные конфеты и мятные леденцы тоже могут помочь уменьшить тошноту. Существуют и гаджеты от укачивания — например, разработанные несколько лет назад специальные очки. Если предстоит длительная дорога, можно заранее принять лекарство от укачивания, но нужно помнить, что такие препараты вызывают сонливость и не подходят водителям.
