"Теслу" внезапно лишили автопилота после продажи
Как следует из описания ситуации на сайте Jalopnik.com, злополучная машина была приобретена дилером подержанных автомобилей еще в ноябре прошлого года, 15 числа. Затем, спустя месяц, 20 декабря, ее купил некий Алек Б. (Alec B__), после чего обнаружил, что функция Full Self-Driving Capability (FSD) отключена и осталась только Enhanced Autopilot. Хотя изначально автомобиль комплектовался ими обеими, что следует из описания транспортного средства в 2017 году. В сервисном центре, куда обратился неудачливый любитель электромобилей, ему ответили, что опция была отключена в результате некоего «аудита», так как он за нее не заплатил.
Изначально история выглядела так, будто Алек Б. купил машину у дилера, начал на ней ездить и внезапно автопилот перестал работать, однако несколько уточнений от участников событий прояснили ситуацию. «Героиня» этой новости — Tesla Model S 75D — является не просто подержанным автомобилем, а приобретенным производителем у своего клиента согласно «лимонному» закону. Этот документ предписывает компании выкупить обратно у своих заказчиков продукцию, которая содержит неустранимые в разумные сроки недостатки. Конкретно в данном случае на главном дисплее машины была неприятная желтая полоса — брак одного из слоев покрытия экрана.
«Стикер Монроуни» — обязательный документ, который продавцы автомобилей обязаны прикладывать к каждой продаваемой машине. На нем отражается вся актуальная информация о товаре, включая список опций. Однако это не распространяется на подержанные автомобили. В истории фигурирует только оригинальный стикер 2017 года, аналогичного перечисления комплектации для аукциона не предоставлялось.
В конце 2019 года Tesla распродавала такие автомобили на аукционе со значительной скидкой и вот в этом моменте появляется неясность всей истории. Неизвестно, на каких условиях дилер купил машину у производителя. С одной стороны, знаменитая компания ранее никогда не удаляла опции из подержанных лотов по желанию покупателя. Но могла отключить опции намеренно, чтобы хоть как-то компенсировать снижение прибыли для себя — все-таки FSD стоит 6 тысяч долларов и с каждым годом дорожает. А сотрудники дилера такие же люди и просто могли невнимательно прочитать документы. Косвенно эту версию подтверждает тот факт, что договор купли-продажи так и не был опубликован.
После покупки Model S сотрудник дилера несколько раз ездил на ней и убедился, что все функции работают исправно, о чем сообщил Алеку. Тогда же, между 15 ноября и 20 декабря, когда обе стороны пришли к согласию обо всех условиях сделки, на экране машины появилось сообщение, что автопилот обновлен, а затем FSD исчезла. Важный момент: и сотрудник дилера и будущий владелец автомобиля решили, что это глюк, который легко можно устранить, так что сделка все равно состоялась. Позднее выяснилось, что 18 ноября Tesla провела аудит оплаченных функций на этой машине и посчитала, что данное средство передвижения несет на борту нелегально работающие опции. С первым же обновлением «по воздуху» функция Full Self-Driving Capability была отключена.
Алек узнал об этом в январе 2020, когда обратился в техническую поддержку и сервисный центр. Ему предложили заново оплатить активацию FSD, но на данный момент неизвестно, чем все закончилось. Несмотря на несколько неясных моментов, вся история выглядит довольно некрасиво. Получается, что покупая подержанную Tesla никогда нельзя быть уверенным, что получишь заявленный функционал, ведь многие опции в машинах этого производителя являются программными и могут быть отключены с ближайшим обновлением.
Многие пользователи Tesla с пробегом отмечали, что у них возникали подобные ситуации, но, обычно, дилеры в них замешаны не были. Как правило, все недоразумения решались обращением в техподдержку и отключенные опции восстанавливались без доплаты. Enhanced Autopilot — пакет опций, включающий в себя адаптивный круиз-контроль, удержание в полосе и экстренное торможение. Full Self-Driving Capability — расширенный пакет опций, помогающих водителю: автоматическое движение по дорожным развязкам, перестроение, а также «призыв» машины на парковке (автомобиль сам подъезжает к владельцу).
Компания регулярно обновляет FSD и обещает в ближайшие год-два доработать ее до третьего уровня автономности (водитель может отвлекаться от дороги), а в перспективе — четвертого (водителю вовсе не требуется постоянно следить за дорогой). В данный момент автомобили Tesla отвечают второму уровню автоматизации вождения: требуется постоянно следить за дорогой и держать руки на руле, а сам автопилот разрешено использовать только на некоторых междугородних трассах или в пробках. Тем не менее, в сети можно найти десятки видео, в которых водители даже спят за рулем и при этом машина прекрасно выполняет свою работу сама. О том, как видит мир автопилот Tesla ПМ писала несколько дней назад.
Обсудить 0