Предварительные итоги полугодия на рынке ноутбуков: тенденции и перспективы

Интервью с Директором по развитию компании Tenfold Group, Геннадием Сочилиным.Интервью с Директором по развитию компании Tenfold Group, Геннадием Сочилиным.

- Геннадий, как Вы можете охарактеризовать ситуацию на российском рынке потребительских ноутбуков сейчас, и что привело к подобной ситуации?

- По данным исследовательской группы IT Monitoring, ситуация на рынке производителей ноутбуков сложилась следующим образом: рынок устойчиво растет, Россия на сегодняшний день является одним из самых перспективнейших и быстроразвивающихся рынков. Тройку лидеров потребительских предпочтений составляют Acer, Asus и Toshiba.

А за первое полугодие 2007 года Toshiba уже вошла и закрепилась в тройке лидеров по объему розничных продаж. Действия, которые предпринимает Toshiba, указывают на намерение выйти в лидеры рынка, тем самым вернув себе ранее утраченные позиции. И, возможно, их желания и действия в очередной раз изменят расстановку сил на рынке уже в ближайший осеннее–зимний торговый сезон.

Интересно отметить продолжающееся укрепление на российском розничном рынке позиций ноутбуков Sony Vaio. Традиционно российские потребители очень лояльны к японскому качеству, еще с советских времен японская техника считалась верхом надежности, тенденция не только сохранилась, но и получила дальнейшее развитие и новое воплощение, добавив к качеству стиль, дизайн, имидж и статусность.

Усилия "японцев", прилагаемые к освоению российского рынка, легли на благодатную почву - рост популярности ноутбуков японских брендов подтверждается статистикой объема продаж в розничных сетях. Но Sony, в отличие от Toshiba, стремится к лидерству не на всем рынке ноутбуков, а в премиальном сегменте имиджевых и престижных ноутбуков.

На фоне активных маркетинговых и рекламных действий японских производителей, можно ожидать снижения относительной доли на рынке ноутбуков "тайваньцев" - Asus и Acer.

Несмотря на сформированную годами позицию Asus как производителя надежных высококачественных ноутбуков, им пока не удается добавить к сформированному образу премиальности. Настойчивые усилия по продвижению на рынок кожаных моделей S6, эксклюзивных Lamborghini пока не дают ощутимого результата, выраженного в объеме продаж. Высоких результатов пока не достиг и Acer в своих попытках сфокусировать внимание потребителя на уникальных моделях ноутбуков Ferrari. Особо не помогло розничной торговле и резкое снижение цен на модели предыдущего поколения Acer Ferrari, произошедшее в первом полугодии текущего года.

- Снижение цены - мера достаточно кардинальная, почему она не принесла ожидаемых результатов?

- Статусные вещи должны продаваться дорого, очень дорого. Обратите внимание, что компания Sony не снижает цены на свои ноутбуки, выводя на рынок новые модели. Они занимаются укреплением сформированного имиджа бренда, предпочитая предложить потребителю способ быть "как никто другой".

Судя по всему, в сознании потребителя позиция стильного и статусного ноутбука прочно занята Vaio, а на лестнице восприятия: одна ступенька - один бренд! Поэтому, для того чтобы занять эту ступеньку, тайваньским производителям придется приложить немало усилий, одного образа надежности пока недостаточно.

Кроме давления, оказываемого на тайваньских производителей со стороны Sony в премиальном сегменте, мы наблюдаем агрессию со стороны Toshiba в начальном и среднем ценовом сегментах. Toshiba у российского потребителя априорно олицетворяет собой классический ноутбук и лидерство в ноутбукостроении. Естественно, что активные действия со стороны Toshiba окажут непосредственное влияние на распределение занимаемых долей на рынке ноутбуков к концу этого года.

Отрадно, что Acer по-прежнему оперативно и слаженно работает с производителями компонентов, платформ и программного обеспечения, что позволяет им довольно часто первыми выпускать на российский рынок модифицированные модели, это и продуманная канальная политика позволяет им успешно защищаться от ценовой агрессии Toshiba и по-прежнему быть "номер один" в России.

- С японскими производителями все понятно, а что же Apple? Он тоже находится в премиальном секторе и сейчас очень моден в "тусовке". Оказывает ли он влияние на распределение сил на рынке?

- Влияние образа Apple на умы творческой интеллигенции, гламурной тусовки, золотой молодежи весьма значительно. Продукция Apple действительно модная и стильная. Однако, большинство купивших портативный ПК от Apple либо не подозревает о специфических особенностях работы с данным устройством и его операционной системой и стремится вернуть товар в магазин или установить привычную операционную систему от Microsoft, другие - приобретают это изделие для того, чтобы придать себе налет гламурности. И лишь немногие из тех, кто покупают эти ноутбуки, являются профессионалами.

Несмотря на то, что на российском рынке объем продаж ноутбуков Apple незначителен, технологический лидер Asus совсем недавно представил "ответный удар" - модель U1F.

Качество и стиль упаковки, комплектность поставки и дизайн самого ноутбука, и наличие операционной системы от Microsoft не оставят равнодушными ценителей имиджевых ноутбуков. Почти Apple, только "в черном". Отметим, что уровень дизайна ноутбука U1F можно также считать ответом и другому, не менее уважаемому в России бренду - Fujitsu Siemens Computers и его Lifebook Q двухтысячной серии.

- Какова ситуация у остальных производителей?

- HP продолжает расширять модельный ряд потребительских ноутбуков Pavilion, можно ожидать, что к осени он будет расширен достаточно для того, чтобы закрыть основные потребительские сегменты и занять более достойное место на витрине розничных сетей. Эти действия в сочетании с активностью на корпоративном рынке по продвижению коммерческих моделей ноутбуков дополнительно укрепят позиции HP на рынке.

В прошедшем году со стороны Dell не наблюдалось последовательной канальной политики, а продажи были волнообразны, в этой ситуации для нас был неожиданным шаг Dell по прекращению поддержки партнеров второго уровня. По всей видимости, немногие розничные компании захотят прикладывать усилия для продвижения продукции компании Dell, не имея с ее стороны рекламной и маркетинговой поддержки.

Начатая Fujitsu Siemens Computers в конце прошлого года рекламная компания в поддержку розничных сетей позволяет им удерживать достаточно стабильный объем продаж ноутбуков. Отличительной особенностью российского рынка ноутбуков является то, что в розничных сетях наряду с потребительскими ноутбуками FSC Amilo неплохо продаются и корпоративные модели ноутбуков линейки Lifebook. На наш взгляд, это происходит по причине высокой конкурентоспособности FSC как в сегменте ультрапортативных ноутбуков, так и в интересных дизайнерских решениях, выгодно отличающих их корпоративные модели от моделей конкурентов, ставящих Lifebook по уровню восприятия имиджа в один ряд с потребительскими моделями Vaio, Asus, Samsung, HP Pavilion и других известных производителей, выпускающих визуально изящные модели.

Об успехах Lenovo говорить пока рано по причине отсутствия у нового для российского рынка имени сформированного имиджа и четкой позиции в сознании потребителя. Однако, занимая на мировом рынке доля этой компании и уровень маркетинговой поддержки, который они могут получить со стороны основных производителей компонентов, платформ и операционных систем, позволяет нам надеяться на то, что сложная задача по завоеванию достойной позиции в сознании российского потребителя может быть выполнена в следующем году.

Несмотря на периодические успехи в ноутбукостроении, модельному ряду BenQ не хватает стабильности и ассортиментной широты. В этом году компания так и не смогла представить ни одной модели-флагмана, которая сможет как локомотив потянуть за собой весь паровоз линейки ноутбуков, модельный ряд до сих пор не сбалансирован, есть явные пробелы, а при отсутствии широкой рекламной компании и активных маркетинговых действий говорить о сколь-либо значимых продажах не приходится…

На наш взгляд, товарное предложение MSI выглядит еще более удручающе по отношению к BenQ по причине отсутствия эксклюзивных по дизайну и инновационных по технологиям моделей. MSI предлагает на российский рынок стандартные, обычные ноутбуки, которые периодически проигрывают в ценовой борьбе Toshiba, Acer, HP и даже FSC.

После неудачной прошлогодней попытки Samsung потягаться в премиальном сегменте с Sony, в этом году им пришлось вернуть цены на прежнее место. Однако, снизить цену легко, а вернуть продажи - гораздо сложнее, за это время их место в нижнем и среднем ценовых сегментах было занято. Сейчас ценовую конкуренцию активно оказывают не только первая тройка лидеров, но и HP, Lenovo, FSC и так далее. К тому же, текущий мобильный ряд Samsung далек от идеала. Но учитывая рекламную мощь Samsung, можно предположить, что они преподнесут нам и своим конкурентам не один сюрприз, возможно, что к концу года они прочно обоснуются в первой "пятерке".

- И в заключение хотелось бы спросить, какие события первого полугодия окажут влияние на дальнейшее развитие рынка?

- Основы дальнейшего развития рынка ноутбуков в этом году и, пожалуй, следующем году, действительно, были заложены в первом полугодии.

Первое - это выход новой операционной системы Microsoft Windows Vista, предъявляющей повышенные требования к системным ресурсам портативных ПК, но при этом предоставляющая мобильному пользователю дополнительные, доселе невиданные мультимедийные возможности для развлечения, отдыха и работы. Естественно, все производители ноутбуков вынуждены обновить ассортимент и предложить потребителю новинки, удовлетворяющие требования Vista.

На наш взгляд, второе событие этого года является логичным продолжением первого, это презентация Intel новой платформы для портативных ПК Santa Rosa, что, в свою очередь, повлечет за собой последующее обновление модельных рядов ноутбуков, и к осени потребителю будет предложено новейшее поколение портативных ПК, сочетающее в себе достоинства новой мобильной платформы и новой операционной системы.

А это неминуемо приведет к формированию очередной волны потребительского спроса на новые мобильные технологии, который дополнительно укрепится выходом в конце года Service Pack для Windows Vista.

Естественно, что масла в огонь конкуренции и формирования спроса подольют AMD и другие производители компонентов и разработчики технологий для мобильных ПК. Пик нового витка конкуренции можно ожидать уже в конце 2007 - начале 2008 годов. Так что конец года обещает быть особенно интересным.

©  @Astera