«Такое впечатление, будто живешь у бабушки в деревне»
Студенты, предприниматели и жители татарстанского Иннополиса о жизни в «городе будущего».
Инннополис — это наукоград в 40 километрах от Казани. Решение о его строительстве в 2012 году принял президент России Дмитрий Медведев, поддержав идею главы Татарстана Рустама Минниханова.
По первоначальному проекту Минниханова предполагалось построить населенный пункт — «ИТ-деревню» — с офисными и жилыми зданиями, а также деловой и образовательной инфраструктурой на 50 тысяч человек.
Однако специалисты RSP — архитектурного бюро бывшего главного инженера Сингапура Лиу Тай Кера — порекомендовали увеличить проектную численность населения до 155 тысяч, чтобы обеспечить устойчивый рост и развитие нового города.
Город был открыт 9 июня 2015 года. Сегодня там проживает две с половиной тысячи человек — это ученики лицея-интерната с углубленным изучением компьютерных наук, студенты Университета Иннополис, резиденты Особой экономической зоны, предприниматели и члены их семей.
Университет Иннополис
Университет Иннополис — это частный вуз, учрежденный в 2012 году. Инфраструктуру и образовательную программу помогли разработать сотрудники iCarnegie Global Learning — образовательного подразделения Университета Карнеги — Меллон.
Стоимость обучения по единственному направлению бакалавриата «Информатика и вычислительная техника» составляет 1,2 млн рублей в год. Магистратура стоит дороже — 1,4 млн рублей в год. Однако студенты из России и СНГ могут учиться бесплатно, если выиграют грант на образование.
За гранты платят российские ИТ-компании и представители индустрии: на первом этаже университета находится благодарственная стена с именами и названиями организаций-меценатов — банк «ВТБ», «МегаФон», МТС, Acronis, MAYKOR и так далее. На ней более 20 записей.
Основная задача университета — подготовить кадры для отечественной ИТ-индустрии: телекоммуникационных компаний (МТС, «Мегфон»), банковской сферы и других. Чтобы после окончания обучения специалистов не пришлось переучивать, программу раз в год корректируют в зависимости от требований сферы.
Для поступления в университет необходимо подать заявку, пройти собеседование с профессором, сдать языковой экзамен на знание английского языка TOEFL, выдержать испытания по математике, информатике, а также психологический тест. Экзамен по английскому языку добавлен не случайно — все занятия проходят на иностранном языке.
Прием студентов-магистров был открыт в апреле 2013 года: администрация вуза планировала отобрать 15 человек и отправить их на стажировку в Питтсбург, где находится Университет Карнеги — Меллон. Однако из более чем 700 поступивших заявок удалось отобрать только 14 кандидатов — не все абитуриенты выдержали тест по английскому.
Сейчас в университете учится 383 студента: 249 бакалавров и 134 магистра. Основная масса — из России, 16% — иностранцы. 14 августа завершился новый набор, и вуз принял еще 250 студентов.
Стипендия бакалавра на старте составляет 18 тысяч рублей, но в зависимости от академических успехов студента может вырасти до 36 тысяч рублей. Диапазон магистерской стипендии — 24 до 42 тысяч рублей.
Студенты живут в кампусах — общежитиях квартирного типа, где у каждого жильца есть своя комната с кухней и отдельным душем.
От кампуса до университета построен специальный переход. До спортивного комплекса — три минуты ходьбы. Учащиеся могут посещать его бесплатно.
«Основная статья расходов — это продукты, которые мы покупаем в единственном на весь город супермаркете «Бахетле» и нечастые поездки в Казань», — рассказывает студентка Университета Иннополис Виктория Ротару.
В 2016 году она получила грант на обучение и переехала из Молдавии в Иннополис. В июне она завершила первый курс бакалавриата по специальности «Информатика и вычислительная техника».
Виктория Ротару
Учиться сложно, каждый день много дедлайнов, зачастую приходится сидеть по ночам, но если правильно распределить время, то можно успевать все. Свободное время тоже есть. Я хожу на секцию паркура, в бассейн, а зимой на горнолыжную трассу.
Пока студентка не знает, какое именно направление в ИТ-отрасли выбрать. Она всегда интересовалась интерфейсами сайтов и, по ее словам, с радостью выполняет все задания, связанные с дизайном.
Первый курс бакалавриата недавно завершил и Дамир Мубаракшин. Его родители хотели, чтобы он пошел учиться на инженера, и удивились, когда он предпочел специальность программиста. «В конце концов я их переубедил. Рассказал о перспективах, об условиях жизни, стипендии, общежитии университета в Иннополисе, и они успокоились», — вспоминает Мубаракшин.
Еще в 10 классе Дамир Мубаракшин начал заниматься олимпиадным программированием. Благодаря своему увлечению, он впервые узнал о «городе будущего». Самый большой страх при поступлении был вылететь из университета из-за неуспеваемости и опозорить родителей.
В свободное от занятий время студент ходит в местный спортивный комплекс с секциями и бассейном. В кампусе студенты также устраивают кружки по интересам: например, если кто-то умеет говорить по-японски, то собирает группу единомышленников.
Мубаракшина не смущает низкая плотность населения — ему нравится спокойствие и размеренность темпа жизни, а также отсутствие большого потока автомобилей на дорогах.
Бакалавр Университета Иннополис Никита Гуров переехал в Татарстан из Оренбурга, чтобы заниматься робототехникой. По словам студента, во время его поступления в 2016 году такого жесткого отбора абитуриентов, как в 2017 году, в университете не было: из-за возросшего количества желающих учиться, администрация усложнила приемные испытания.
Никита Гуров в свободное от учебы время занимается собственными проектами — недавно переделал старую модель 3D-принтера. «Я думал, что будет спрос на 3D-печать. В Иннополисе часто кто-то ищет какие-то модели, детали, и не знают, где их напечатать», — поясняет Гуров.
Никита Гуров
Завести друзей здесь не так просто: между студентами в Иннополисе скорее «деловое общение». И несмотря на то, что в университете много экспертов в ИТ-сфере, найти специалиста в «своей» области сложно.
По условиям договора, после окончания бакалавриата студенту нужно отработать год в компании-резиденте экономической зоны «Иннополис» или открыть свой стартап. Продолжить обучение в магистратуре сразу после бакалавриата нельзя — нужно получить практику и понять, в какую отрасль ИТ-сферы хотелось бы углубиться.
Опрошенные vc.ru студенты пока не строят планов на далекое будущее — надеются успешно окончить бакалавриат. Некоторые из них задумываются о том, чтобы открыть в Иннополисе свой стартап, другие не исключают переезда за границу.
Особая экономическая зона «Иннополис»
Помимо начинающих ИТ-специалистов в Иннополисе работают и эксперты с многолетним опытом. Если студентам доступны только здание университета и общежитие, то у экспертов в распоряжении технопарк, лаборатории, кабинеты, таунхаусы и съемные квартиры в городе Иннополис.
Стать резидентом ОЭЗ «Иннополис» может не каждая компания. Основное условие — организация должна заниматься инновационной деятельностью и оказывать услуги по внедрению и обслуживанию программного обеспечения.
Чтобы попасть в ОЭЗ, необходимо подать соответствующую заявку, бизнес-план и комплект документов в министерство информатизации и связи Татарстана. Заявку рассматривают эксперты Минэкономразвития России, а также специалисты Наблюдательного совета экономической зоны.
У резидентов есть преференции: они могут арендовать офисные помещения по 500–600 рублей за квадратный метр в месяц и получить льготный сниженный таможенный режим — ввозить товары из-за рубежа по низким пошлинам без уплаты НДС.
Кроме того — возможность арендовать однокомнатную квартиру с мебелью и подземной парковкой за 7 тысяч рублей в месяц. За двухкомнатную квартиру в Иннополисе придется заплатить 10 тысяч рублей в месяц. Месячная аренда однокомнатной квартиры в Казани обойдется от 10 до 25 тысяч рублей. Двухкомнатной — от 15 до 40 тысяч рублей в месяц.
Сейчас в ОЭЗ «Иннополис» зарегистрированы 48 компаний-резидентов и 8 компаний-партнеров — это крупные представители ИТ-отрасли, которые не получают налоговых льгот.
Среди резидентов Иннополиса — одни из первых производителей советских компьютеров «ICL-КПО ВС», разработчики электронных платформ для органов власти «РТК Софт Лабс», а также компания ОМП, которая разрабатывает и адаптирует финскую операционную систему Sailfish Mobile.
В России устройства на базе Sailfish можно приобрести только в интернет-магазинах. «Импортозамещающий» смартфон для чиновников Inoi R7 продается почти за 12 тысяч рублей. Смартфон с повышенными показателями ударопрочности и защиты от влаги и пыли «Ермак» выпускается только под заказ в зависимости от требований предприятия. Его проектная стоимость — от $1500 до $2000.
Sailfish прошла сертификацию в ФСБ на отсутствие вредоносного кода, который собирает информацию о пользователе. «Это одна из основных особенностей платформы, которая имеет значение для государственных органов и крупных компаний — наших основных заказчиков», — поясняет руководитель отдела портирования ОМП Павел Горянский.
20% сотрудников ОМП составляют бывшие студенты университета Иннополис. Руководители отделов также принимают участие в летних школах и образовательных программах вуза.
Жизнь в Иннополисе
По словам Горянского, после Москвы Иннополис его «полностью устраивает»:»15 минут до работы и спокойная размеренная жизнь. Большой город рядом есть, если нужно как-то активно проводить время, можно съездить в Казань».
В Иннополис он переехал с супругой. Главной проблемой на новом месте стал поиск работы для жены — все вакансии учителей в местной школе оказались заняты. Лишь спустя несколько месяцев удалось найти вакантное место в одном из близлежащих населенных пунктов.
Мэрия города Иннополис периодически проводит ярмарки вакансий для родственников резидентов. Работу можно найти в местных магазинах, кафе, больнице, детских садах, а также в университете и самой мэрии.
Исполнительный директор «РТК Софт Лабс» Михаил Свердлов, переехал в наукоград с женой и дочкой из Екатеринбурга.
Михаил Свердлов
Такое ощущение, будто живешь у бабушки в деревне или в хорошем загородном пансионате в экологически чистом месте, а соседи — друзья и единомышленники.
Здесь прямо в чате, в котором находятся жители дома, можно написать: «Ребята, у кого есть анальгин, масло, дрель?» — да все, что угодно, — и тебе скажут зайти в какую-либо квартиру и взять это. Здесь мирная и безопасная атмосфера.
По мнению Свердлова, в Иннополисе не хватает суши-баров и ресторанов с качественно приготовленным мясом. Эту потребность семья закрывает во время поездок в Казань. Дорога до столицы Татарстана на личном транспорте занимает примерно 40 минут. Также до города можно добраться на специальном бесплатном автобусе, который ходит каждый час.
В Иннополисе есть детский сад, общеобразовательная школа, куда поступают дети резидентов без вступительных экзаменов, а также лицей-интернат с углубленным изучением информатики и математики, куда можно попасть после сдачи вступительных испытаний.
В больницу Иннополиса можно записаться через Telegram-бот и попасть на прием без очереди. По словам жителей, из медицинских учреждений не хватает роддома, но пока его открытие невозможно из-за немногочисленности. В случае необходимости будущих мам отвозят в родильные дома Казани.
Периодически местная мэрия проводит опрос, чтобы узнать, в чем нуждаются горожане. Последнее пожелание жителей, которое было реализовано — фермерский городок, где можно купить свежие овощи, мясо и молочную продукцию у местных фермеров. В планах мэрии открыть площадку для воркаута, чтобы жители наукограда могли тренироваться на свежем воздухе.
В Инноплисе помимо охраны и круглосуточного терапевта, есть так называемый консьерж-сервис, сотрудники которого 24 часа в сутки через Telegram и по телефону отвечают на вопросы жителей — начиная от вопросов о том, где можно поесть, заканчивая вопросами, связанными с поступлением в университет.
Также жители могут задать вопрос чат-боту по имени Инна. База наиболее популярных ответов пополняется каждый день — когда следующий автобус из Казани или в Казань, по какому расписанию работают местные заведения и так далее.
Бизнесмены Иннополиса
Предприниматели, решившие открыть в Иннополисе бизнес, проходят через этап консультации с местными властями. В мае в городе появилось и итальянское кафе Cacio e Vino, которое открыла команда из четырех человек.
По словам одного из основателей кафе Тимура Юсупова, сперва предприниматели хотели открыть суши-островок, но в городе не оказалось нужного помещения. Мэрия показала бизнесменам просторный зал, который спустя несколько месяцев преобразился в итальянское кафе.
По словам Юсупова, низкая ставка по арендной плате — большой плюс для открытия бизнеса в Иннополисе. В Казани квадратный метр коммерческой недвижимости стоит в среднем 300 рублей, в «городе будущего» — 100 рублей.
О том, сколько денег было вложено в проект, Тимур Юсупов говорить отказался, отметив, что на заведение, концепт и дизайн-проект было потрачено много сил.
Основная целевая аудитория заведения — студенты и лицеисты. Летом они разъехались по домам, потому количество посетителей снизилось, но осенью Юсупов ждет рост ежедневной выручки.
По словам предпринимателя, основной сложностью при открытии кафе стал поиск персонала. Первоначально владельцы Cacio e Vino планировали нанимать только местных жителей.
Тимур Юсупов
Мы нашли несколько местных сотрудников. У нас есть один повар, который живет в Иннополисе, работает у нас в выходные дни, а по будням он — системный аналитик. Просто любит готовить.
Еще есть одна официантка, которая тоже живет в Иннополисе и работает у нас. Остальные ребята из Казани. У нас были эксперименты с персоналом из Иннополиса, но, к сожалению, они не особо мотивированы, не так уж сильно им нужна работа: не готовы они выкладываться так, как нам бы этого хотелось.
Владельцы заведения не тратятся на рекламу. Основной источник привлечения клиентов — это Telegram-канал. Там же сотрудники компании общаются с аудиторией и формируют заказы.
В ближайший год Юсупов с партнерами планируют открыть в соседнем помещении чайхану — об этом просят жители Иннополиса.
С 2015 года в Иннополисе работает кофейня Coffee CAVA. Она принадлежит Аделю Ягудину — владельцу сети «Казанские кофейни». Сеть состоит из шести заведений в Казани и Набережных Челнах. В 2016 году Ягудин открыл в Иннополисе свой бар — 108 burger & beer. По данным издания Inkazan, в открытие бара было инвестировано более 1,5 миллиона рублей.
Адель Ягудин
После того, как проект кофейни в Иннополисе показал хорошую выручку, мы решили попробовать себя в другой стезе. Мы не боялись города, в отличие от других бизнесменов. Мы увидели, что спрос здесь есть — вот и решили открыть бар.
По словам Ягудина, бар находится в операционном плюсе, однако срок окупаемости выше, чем хотелось бы бизнесмену. Он планирует вывести проект на прибыль в течение трех лет, но при нынешних приростах выручки срок может сократиться.
Когда общественность Татарстана узнала о предстоящем открытии в Иннополисе алкогольного бара, то возник скандал: «наукоград» позиционировал себя как «город здорового образа жизни», где нет места табаку и алкоголю.
Однако несмотря на возмущение в соцсетях, предприниматель все же открыл заведение. Сейчас алкогольная карта стала еще больше. «Люди часто не совсем адекватно относятся к проектам, которые мы запускаем, а к тому, что происходит в Иннополисе, они относятся неадекватно вдвойне. Скептически отношусь к обществу этих анонимных комментаторов», — поясняет Ягудин.
По словам предпринимателя, основная сложность при открытии бизнеса в Иннополисе — это логистика и проблемы с транспортировкой продуктов и персонала.
Также Ягудин выделяет замкнутость сообщества, из-за которого ошибки предпринимателей зачастую выносят на суд общественности мгновенно, не без помощи городских Telegram-каналов.
Тем не менее, владелец «Казанских кофеен» активно выступал на Совете по предпринимательству Татарстана при президенте республики за открытие новых ниш бизнеса в Иннополисе для других предпринимателей.
«Мы зазывали конкурентов в Иннополис. Здесь просто повторяется история курицы и яйца: не будет бара — не будет жителей, не будет жителей — не будет бара. И кто-то должен сделать первый шаг. Здесь нам не хватает не прямых конкурентов, а именно параллельных, каких-то развлекательных заведений, чтобы люди оставались в городе на выходные», — заключает Ягудин.
© vc.ru