Страсти по эфиру: почему «Первый канал» поссорился с «большой тройкой»
Здание телецентра «Останкино»
Сделан первый шаг по разрешению конфликта «Первого канала» и крупнейших операторов связи. «МТС ТВ» со среды транслирует специально предназначенный для сети поток федерального телеканала. Однако два других оператора «большой тройки» продолжают передавать эфирный контент, против чего выступает «Первый канал».
Обвинения в эфире
Ранее «Первый канал» публично обвинил операторов «большой тройки» — МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом» в нелегальном распространении в сети его контента. Речь идет об ОТТ-сервисах «МТС ТВ», «МегаФон.ТВ» и «Билайн ТВ», где потребитель может подписаться на «пакеты» телеканалов и сериалов для просмотра на мобильных устройствах, компьютерах и Smart TV.
Как пояснил РБК глава дирекции интернет-вещания «Первого канала» Илья Булавинов, операторы на своих аудиовизуальных площадках транслируют эфирные продукты вместо тех, которые предназначены для распространения в онлайн-среде. Для «Первого канала» это принципиальный вопрос, поскольку многие правообладатели, в первую очередь западные, требуют дополнительной платы за права онлайн-отрансляции. И они не всегда покупаются, уточнил Булавинов, так как доходы от рекламы в сети могут не покрывать дополнительные расходы. В таких случаях на сайте «Первого канала» размещается специальное сообщение о невозможности демонстрировать в Сети запрошенный контент. Однако «тройка» его все равно транслировала.
Ущерб «Первого канала» от этих действий Илья Булавинов оценивать не стал.
«Заглушка» вместо прав
Предложение «Первого канала» заключается в том, чтобы операторы транслировали генерируемый им самим поток онлайн-вещания, пояснил Илья Булавинов. 2 ноября он сообщил РБК, что после кратковременного отключения они зафиксировали, что в приложении МТС осуществляется вещание потока «Первого канала». «За что мы МТС очень благодарны и рассчитываем на скорое завершение процесса полной интеграции», — отметил Булавинов. Под этим подразумевается интеграция в поток рекламы «Первого канала», предназначенного для онлайн-среды, и предоставление ему доступа к статистике.
Представитель МТС Дмитрий Солодовников заявил, что компания не прерывала вещание и продолжает вести его «по ранее согласованной с вещателем схеме». По его словам, готовность обсуждать с «Первым каналом» дальнейшее сотрудничество есть, но канал пока не уточнил его условия.
В свою очередь, представитель другой компании «большой тройки» — «МегаФона» Юлия Дорохина признала, что «есть ряд вопросов, которые необходимо обсуждать со всеми участниками рынка онлайн-вещания». Она отметила, что оператор находится «в постоянном контакте с «Первым каналом» и не сомневается, что найдет взаимоприемлемое решение».
Пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева отказалась от комментариев.
Ожидания в сети
Источник РБК в одной из компаний «большой тройки» на условиях анонимности пояснил, что качество OTT-потока «Первого канала» недостаточно. При этом он отметил, что потребитель не готов к отсутствию в потоке программ, права на интернет-трансляцию которых «Первым каналом» куплены, поскольку ожидает полного соответствия эфиру.
Проблемы есть и с интеграцией рекламы, и с передачей статистики. «На данный момент нет единого стандарта передачи статистики и подмены рекламы, согласованного между всеми вещателями. «Первый канал» хочет, чтобы мы провели дорогостоящую интеграцию по их протоколу и несли последующие расходы на поддержку и изменения», — пояснил собеседник РБК. Он не исключил, что вслед за «Первым каналом» такие требования выдвинут и другие телевизионные компании. «Правильнее было бы, чтобы каналы сперва между собой договорились о стандарте, реализовать требования каждого нереально», — пояснил источник РБК в одном из операторов «тройки».
Другие крупные телевещатели также признают, что проблема существует. Руководитель дирекции интернет-сайтов ВГТРК Марат Ахмеджанов уточнил, что для «России 1» она не слишком остра, но весьма актуальна для канала «Культура», 20–25% контента которого приобретена за рубежом. «При вещании в интернете ставится заглушка, если права на трансляцию в онлайне не выкуплены», — подтвердил Ахмеджанов. По его словам, в последнее время обсуждение этих вопросов активизировалось, поскольку телесмотрение сокращается, а аудитория ОТТ-сервисов и онлайн-трансляций, наоборот, растет. «Нужно разобраться с рекламой, с тем, как они дают наш контент, чтобы не было нарушений по правам. Здесь вопрос в технологиях и как считать статистику по охвату, просмотрам контента. Эти решения — вопрос времени. До судов, уверен, дело не дойдет», — прогнозирует представитель ВГТРК. При этом он оценил потери холдинга от цифрового пиратства с контентом на сайтах «России 1», «Вести.ру» и других в «десятки миллионов рублей в год».
В «Газпром-Медиа Холдинге» и «СТС медиа» не стали комментировать заявление Илья Булавинова.
Премия за премиальность
Сетевые аппетиты телекомпаний тем временем растут. Они хотели бы получать от операторов больше за трансляцию дорогостоящей продукции. Как заявил на идущем сейчас форуме RIW-2016 заместитель гендиректора «Газпром-Медиа Холдинга» Алексей Краснов, «зритель приучается к тому, что, купив пакет телеканалов за 100–150 руб. в месяц, может потреблять все то, за что заплачены большие деньги при производстве». Таким образом, речь идет о выделении «премьерного» контента из бюджетных пакетов онлайн-кинотеатров и операторов.
Впрочем, пока до официальных претензий дело все же не дошло. Анна Айбашева из «ВымпелКома» сообщила РБК, что тема разделения контента медиа-компаниям перед оператором не поднималась. «Контент, в том числе и премьерный, все равно идет по пути массовизации, это неизбежно. Вопрос в поиске взаимоприемлемой модели сотрудничества между производителями контента, медиа-компаниями и распространителями контента», — сказала она.
По словам Дмитрия Солодовникова из МТС, все маркетинговые акции, в том числе временный бесплатный доступ к платному контенту, в обязательном порядке согласуются с правообладателями. «Доступ ко всем платным каналам и на всех носителях — фиксированное ТВ, спутниковое ТВ и мобильное ТВ — осуществляется в строгом соответствии с лицензионными соглашениями с правообладателями», — сообщил он.
Юлия Дорохина из «МегаФона» подчеркнула взаимовыгодность сотрудничества для обеих сторон: правообладатели расширяют аудиторию, получают дополнительные доходы, отучают аудиторию от пиратских сервисов. При этом она не уточнила, были ли какие-либо претензии к бюджетным пакетам компании.
© РБК