США готовит адаптивный двигатель для истребителя 6-го поколения: что это такое

В начале текущей недели два американских промышленных гиганта — General Electric и Pratt & Whitney Engines заключили дополнительные соглашения к своим контрактам с Министерством обороны США по программе Next Generation Adaptive Propulsion (NGAP) (адаптивная силовая установка следующего поколения). В соответствии с новым документом, каждый из производителей получит сумму до 3,5 млрд долларов США за создание прототипа нового двигателя. По первоначальному контракту каждый производитель получал максимум до 975 млн долларов США за работоспособный прототип новейшей силовой установки. 

Адаптивный двигатель XA103 от General Electric на испытательном стенде
Адаптивный двигатель XA103 от General Electric на испытательном стендеИсточник: geaerospace.com

В адаптивном авиационном двигателе использует три потока воздуха для охлаждения самого двигателя и его реактивной струи.  Делается это с целью сделать самолет менее заметным в инфракрасном диапазоне и соответственно менее уязвимым для головок самонаведения ракет «воздух — воздух».  Также двигатель имеет циклы тяги, которые автоматически подстраиваются под текущие задачи и положение самолета, то есть фактически двигатель сам адаптируется под условия применения истребителя.

Первоначальный проект предполагал установку нового двигателя NGAP на уже стоящие на вооружении и строящиеся истребители 5-го поколения — F-35 Joint Strike Fighter. Однако оказалось, что часть уже произведенных самолетов таким образом модернизована быть не может, а для остальных стоимость такой модернизации будет слишком велика. От проекта модернизации F-35 перспективными двигателями отказались. На фоне этих новостей казалось, что американские военные потеряют интерес к новой силовой установке или урежут финансирование.

Концепт американского истребителя 6-го поколения
Концепт американского истребителя 6-го поколенияИсточник: defensenews.com

Однако оказалось, что ситуация прямо противоположная. Министерство обороны США хочет ускорить работы по проекту и готово выделять на него дополнительные ассигнования. Доподлинно известно, что прототипы перспективной силовой установки,  имеющей обозначение XA103, от обоих американских производителей, уже проходят активный цикл стендовых испытаний. Американские военные ожидают получить полностью работоспособный двигатель к 2032 году.

Новейший американский истребитель 6-го поколения, по задумке создателей, сможет действовать и как беспилотник. Технологии беспилотных летательных аппаратов развиваются стремительно. Недавно мы писали о новых БПЛА от АО «Концерн «Калашников».

©  HI-TECH@Mail.Ru